13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
Представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. Первый вариант корковой дизартрии обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. В этих случаях возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков. Второй вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры. В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Поиск нужного артикуляционного уклада в момент речи замедляет ее темп и нарушает плавность. Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата. Третий вариант корковой дизартрии связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. При нарушениях кинетического праксиса затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные (з—д), пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычных согласных. Речь напряженная, замедленная. Отмечаются трудности при воспроизведении серии последовательных движений по заданию (по показу или по словесной инструкции). Структура дефекта: ФФНР, не расстройств просодики.
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.