7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
Дооперационный период распадается на этапы: 1 этап – с рождения до 1 года.2 этап – 1-3 лет, 3 этап – с 3-х лет до момента операции. 1 этап – основная работа проводится родителями и воспитателями под руководством логопеда. На этом этапе необходимо стимулировать у ребенка появление лепета, гуления: развивать все виды восприятия; развивать пальчики. 2 этап – работа по развитию речи на созданной базе 1 этапа. Обратить внимание на сроки появления первых слов, первых фраз, продолжается работа по накоплению словаря. Предлагать пальчиковые игры, упражнения на развитие ротового и речевого дыхания, простые артикуляционные упражнения. Следить за общим физическим развитием ребенка. 3 этап – начинается проведение логопедических занятий (в д/с, либо в поликлинике), не реже 2-3 раза в неделю. Задачи: 1. Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к операции уранопластики. 2.Активизация небно-глоточного смыкания. 3.Дифференциация ротового и носового выхода. 4.Коррекия звукопроизношения. Содержание логопедической работы: I. Подготовка артикуляционного аппарата к операции: а) артикуляционные упражнения – они направлены на создание базы произнесения звуков: упражнения направленные на перемещение языка в ротовой полости вперед («Лопаточка», «Иголочка» и др.). по опусканию спинки корня («Кошечка»). упражнение на закрепление кончика языка («Дятел», «Чистим зубы»). упражнение на активизацию движений губ («Улыбка», «Колечко»). упражнение на выработку целенаправленной воздушной струи.
Они помогают предотвратить дистрофию мышц, подготавливают постановку отсутствующих звуков.
II. Задачи: Активизация небно-глоточного дыхания: увеличение подвижности мягкого неба, снятие излишнего мышечного тонуса (растормаживание мягкого неба).
Виды работ: 1. массаж пассивный и активный. Активный – на фоне произнесения гласных а или э. 2. выполнение специальных упражнений, направленных на активизацию задней стенки глотки и мягкого неба: рефлекторные упражнения, имитационные (зевание). III. Дифференциация носового и ротового выхода по системе Ипполитовой. Коррекция звукопроизношения. В дооперационный период изучаются гласные звуки: а,э,о,и,у,ы. Порядок работы: а) звук артикулируется беззвучно; б) шепотом; в) тихим голосом; г) громко: 1 звук на твердой атаке, 2-3 звука на твердой атаке, 3-4 звука на твердой атаке. Система работы над согласными звуками.Задачи: 1) научить ребенка опознавать изучаемый звук; 2) научить правильно воспроизводить артикуляцию изучаемого звука; 3) научить ребенка использовать звук в речи. Работа над звуком в 4 этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация. Автоматизация только обратных слогов. Дополнительные приемы: работа по развитию фонематического слуха (выделение звуков во фрезах и т.д.). Массаж верхней губы, если рубцовая деформация верхней губы. Массаж лица. Массаж шейно – плечевого пояса (только поглаживание от шеи к голове).
8. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в послеоперационный период. Ринолалия – это нар. фонетической стороны р.(назальный тембр голоса и дефекты произношения), обусл. нар. анатомической целостности периферических отделов речевого аппарата в виде расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба. Виды расщелин (полные, частичные, односторонние, двусторонние, сквозные), скрытая расщелина прикрыта фибральной оболочкой). Отклонения в развитии ярче всего проявляются в состоянии речи. У детей первично нарушена фонетическая сторона речи. Самым ярким нарушением является нозальный тембр голоса. Назальность может быть открытая (присутствует носовой резонатор), закрытая (носовой резонатор отсутствует, вместо м, м’ – б, б’). Дефекты произношения носят глубокий многочисленный характер, полиморфные дефекты звукопроизношения (могут быть нарушены как гласные, так и согласные звуки).Коррекционное воздействие при ринолалии носит комплексный характер.
Медицинское, хирургическое лечение: Хейлопластина- операция на верхней губе (производится в возрасте 1-2 недель) Уранопластина – операция по восстановлению целостности твердого неба, стягивается каждый свод твердого неба (к 4 годам). Проводится в несколько этапов. До проведения операции проводится дооперационный период логопедической работы. Логопедическая работа в послеоперационный период строится на основании результатов операции уранопластики, исходя из функциональных особенностей артикуляционного аппарата дети делятся на две группы: 1 группа – дети, у которых восстановлено длинное, подвижное, мягкое небо. 2 группа – дети, с укороченным натянутым малоподвижным мягким небом.
Логопедическая работа с детьми 1 группы: После операции дети не умеют пользоваться новыми артикуляционными возможностями, дети не дифференцируют ротовой и носовой выдох, не пользуются появившейся небной занавеской. Задачи работы: Активизация мышц артикулярного аппарата. Активизация мышц мягкого неба. Выработка речевого дыхания (активизация носового и ротового выдоха). Синхронизация в работе дыхания, фонации, артикуляции. Отрабатывается произнесение звуков на мягкой атаке на замедленной фазе выдоха. Работа над гласными звуками. Первыми изучаются звуки, которые корригировались в дооперационный период. Этапы работы над согласными: Подробное описание артикуляции звуков. Воспроизводятся отдельные элементы артикуляции звуков. Воспроизводится артикуляция звуков полностью. Воспроизводится артикуляция звуков с присоединением выхода. В артикуляции и дыханию присоединяется голос (сначала на шепоте, придыханиях, удлиненной фазе ротового выдоха). В зависимости от состояния мышечного тонуса, в работе с детьми проводится расслабляющая, успокаивающая медикаментозная терапия, или общий тонизирующий массаж, общеукрепляющие упражнения. Логопедическая работа с детьми 2 группы.
Задачи – те же, но на 1-й план выходит задача по стимуляции мягкого неба. Приемы работы: пассивный и активный массаж; рефлекторной сокращение мягкого неба (прикосновение холодным шпателем);вибромассаж мягкого неба; боковых и задних стенок глотки вакуумный массаж тканей мягкого неба; физиопроцедуры на тканях мягкого неба; комплексы гимнастических упражнений с нагрузкой (хрипение, кашель, зевание, имитация глотания); комплекс гимнастических упражнений в сопровождении звуков а, э, на атаке произнесение звуков а, э на твердой атаке с препятствующими движениями (руки в замке под подбородком, ребенок пытается наклонить голову вперед препятствуя наклону руками).
- 1 Теоретические и методологические основы логопедии
- 2 Классификация нарушений речи.
- 3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.
- 4. Система коррекционной работы при механической дислалии..
- 5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.
- 6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..
- 7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.
- 9. Закрытая ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта, система коррекционной работы.
- 10. Дизартрия. Определение, причины. Классификация форм. Структура речевого дефекта.
- 11. Комплексное обследование детей с дизартрией
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 12. Система работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией.
- 13. Корковая дизартрия: определение, механизм нарушения, структура речевого дефекта.
- 14. Технология коррекции неречевых функций при дизартрии (псевдобульбарной).
- 15. Патофизиологическая теория заикания
- 16.. Логопедическое обследование заикающихся.
- 17. Комплексный метод преодоления заикания.
- 18. Патогенетическая теория заикания
- 19. Логопедическая технология коррекции заикания у дошкольников.
- 20. Логопедическая технология коррекции заикания у школьников.
- 21. Логопедическая технология коррекции заикания у подростков и взрослых.
- 22. Психологическая точка зрения на заикание.
- 23. Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания.
- 24. Алалия: определение, механизм нарушения, структура дефекта, классификация форм.
- 25. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний
- 26. Особенности организации и содержания логопедической работы с моторными алаликами с онр 1 уровня.
- 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 1 уровня.
- 28. Психолого-педагогическая характеристика детей с онр 2 уровня.
- 29. Система коррекционной работы при сенсорной алалии.
- 30. Психофизиологическое содержание процесса письма.
- 31. Классификация нарушений письма.
- 32. Обследование учащихся с нарушениями письма.
- 33. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией.
- 34. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией.
- 35. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
- 36. Анализ нормативных документов для специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
- 37. Анализ документации регламентирующих деятельность логопеда.
- 38. Структура логопедического занятия при открытой ринолалии.
- 39. Структура логопедического занятия при дизартрии
- 40. Технология формирования интонационной стороны речи.
- 41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.