4.6. Лидерство в малых группах
Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и соииально-психологичес-ких отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство
Психология малых групп___________________________________217
как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парьггин). Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на др>гих членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства* лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т д
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
218__________________________________________________Глава 4
В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р,Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность (Р.Л. Кричевский, 1996) Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, ч го лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках jtoto подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкер-та, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью
Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т Митчел и Р.Хаус, П.Хсрси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на челове-
Психология малых групп__________________________________________219
Высокая
Низкая Высокий Умеренный Низкий
контроль контроль контроль
Рис 9 Графическое отображение «вероятностной модели» эффективности руководства (ПоРЛ Кричевскому, 1996)
ка, — в умеренно благоприятных условиях (см. рис. 9). Наконец, в рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом. Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование