logo
Социальная психология, Журавлев А

84________________________________________________________________Глава 2

по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей, социально-специ­фические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общно­стям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие инди­видуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психо­логии личности выступает социально-специфический опыт. Осу­ществление этого опыта зависит от проявления специальных соци­ально-психологических феноменов1 социальных ролей, соци­альных норм, ценностных ориентации, символов, социальных зна­чений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психоло­гические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального пове­дения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

«В качестве эквивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стереотип социального поведения. Психический настрой лично­сти представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональ­ным фоном, что соответствует невербальному психическому по­ведению, а с другой - умонастроением, осознанным переживани­ем, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому поведению» (Парыгин, 1999, с. 147).

Динамическая и статическая структуры личности могут нахо­диться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слажен­ности структур личности, противоречивость их в разных жизнен­ных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специ­ально исследовать два интегрирующих социально-психологичес­ких феномена -духовный потенциал личности и социально-пси­хологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.

Социально-психологические аспекты психологии личности

Поиск специфики предмета социальной психологии личности как особой научной дисциплины осуществлялся путем сравнения обще-

Социальная психология личности________________________________85

психологического, социологического и социально-психологического подходов к пониманию личности. Многообразны точки зрения на воп­рос о том, в чем заключается специфика соииально-психологическо-го подхода к изучению личности. Наиболее четко эти представления сформулированы Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, Б. Д. Парыги-ным, К. К. Платоновым, Е. В. Шороховой. Так, по мнению Г. М. Анд­реевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с дру­гой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализу­ет свою социальную сущность (через какие конкретные виды совмес­тной деятельности)» (Андреева, 1999, с. 331). В этой связи «для соци­альной психологии главным ориентиром в исследовании личности яв­ляется взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения лично­сти с конкретной группой)» ( там же, с. 323) Главными проблемами в этом изучении являются социализация и социальная установка.

Достаточно общим представляется определение личности в си­стеме социально-психологических понятий, данное К. К. Платоно­вым. Указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «ин­дивид», «индивидуальность*, он так определяет личность* «Лич­ность — это человек как субъект актизной деятельности, преобра­зующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания» (Платонов, 1972, с. 39). В этом определении слабо просматривает­ся специфика социально-психологического аспекта личности.

В учебнике «Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова утверждается, что «социальная психология осуще­ствляет синтез социологического и общепсихологического подхо­дов в исследовании личности, интегрируя на основе данных кон­кретно-научных исследований., изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-соци­альных условий и отношений» (Кузьмин, 1979, с. 79). Предмет со­циальной психологии личности - «исследование субъектотипа, типологии социального субъекта как индивида, изучение истори­чески и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структу­ры: мотивации, ценностных ориентации, социальных установок и других диспозиционных образований» (там же).

Определенную эволюцию на предмет социальной психологии

86_____________________________________________________Глава 2

личности претерпели взгляды Б. Д. Парыгина В 1971 г в книге «Осно­вы социально-психологической теории» он утверждал, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновремен­но как объектом, так и субъектом общественных отношений и пред­ставляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого» (Па-рыгин, ] 97 ], с. 109) В i 999 г Парыгин считает необходимым введение новых измерений в исследования социальной психологии личности Это дополнение реализовано в положении о том, что это исследова­ние «предполагает соотношение всех психических сил и возможнос­тей личности, ее духовно-нравственного потенциала с ее же психоло­гической готовностью дать адекватный ответ на вызов времени. А это в свою очередь возможно лишь в условиях развития нового социаль-но-психовдгического видения пртей решения вечно актуальной зада­чи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в об­щечеловеческую и общенациональную культуру в отведенной для нее жизни, пространстве и времени» (Парыгин, 1999, с 153).

Определенные представления о том, что изучает социальная пси­хология личности, содержатся в работах Е. В. Шороховой Считая осно­вой социально-психологического понимания личности характеристи­ку социального типа личности как специфического образования, про­дукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь, Шорохова определяет предмет социальной психоюгии через перечисление объектов социально-психологического исследования. В качестве таких объектов выделены общественно-историческая детерминация лично-С1И и ее поведения; психический склад личности, социальная мотива­ция поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;становление духовного мира человека, черты личности, возникающие под воздей-ствием общественных отношений и взаимоотношений людей (соци­ально-психологические черты личной и), социальные типы личности, национальные, профессиональные, пото-возрастные особенности личности, ценностные ориентации, ролевые функции, жизненная по­зиция личности, закономерности проявления и формирования обще­ственной активности личности, проблемы внутренней противоречиво­сти личности и пути ее преодоления, самовоспитание личности Глав­ным в этом перечне является фактор социальности, который суще­ствует и проявляется в разных формах (Шорохова, 1975).

Социальная психология личности________________________________87

Несмотря на то, что в настоящее время не существует единого об­щепринятого определения предмета социальной психологии лично­сти, представленные взгляды и вновь получаемые данные при изуче­нии отдельных проблем в этой области составят основу, необходимую для того, чтобы сформулировать такое определение в перспективе.