logo
Социальная психология, Журавлев А

6.1.3. Уровни развития больших социальных групп

В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эги этапы соответствуют уровню развитости групп. По классифика­ции Г. Г. Дилигенского таких уровней три.

Первый — нижний уровень — типологический, характеризует­ся тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в рефляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологичес­кой общности. Объединенные по этим признакам люди составля­ют сумму индивидов, но не составляют единства.

Примером такого уровня социальной группы являются предпри­ниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каждый из предпринимателей занимался своим де­лом, осуществлял специфический вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила по тем же механизмам взаимодей­ствия, что и со всеми остальными людьми. Часто в качестве примера такого уровня развития социальной группы цитируют проведенный К. Марксом анализ парциального хозяйства, где отдельная семья была замкнутой единицей в сельскохозяйственном производстве.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предприни­мателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых це­лей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Пред­приниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединя­ются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. На общих собраниях, съездах

256_________________________________Глава 6

вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельно­сти. Предпринимательство сформировалось как социальная общ­ность и социальное движение в России.

Этот уровень развития социальных групп Г. Г. Дилигснский называет уровнем солидарности Можно его обозначить как уро­вень интегрированное™.

Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных соци­альных процессов, событий, явлении. Он представляет психоло- гическую составляющую общественно-исторических явлений.

6.1.4. Факторы, определяющие уровень психологической

общности групп

Степень гетерогенности и гомогенности группы выступает как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологи­ческой общности. Реально всякая общность вступает во взаимо­действие с др>гими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои, классовые * границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общ­ности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей и эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют со­циально-психологический статус группы.

Г. Г. Дилигенский в качестве одного из факторов, определяю­щих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифици­ровать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп. Не­посредственность некоторых идентификационных признаков ос­тается очевидной, несмотря на общественно-исторические изме­нения. Гаковымн являются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки становятся менее непосредственно вос­принимаемыми. В частности, классовые характеристики соци­альных групп в настоящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий точу назад. Так. размытыми являют­ся характеристики буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых общностей — предпринимателей, «новых рус­ских» — усиливает этог процесс неопределенности в классифика­циях общностей.

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 257

На уровень развития общностей влияет характер внутригруп-повых и межгрупповых коммуникаций Ограниченность одних общностей от других, характерная, например, для общинного кре­стьянства России, разрушена более тесными внутрихозяйствен­ными объединениями, контактами, более интенсивными связями с городом Средства массовой информации включают ранее ра­зобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов

Объективная возможность сменить реальную связь l олной группой на связь с другой cjuicctbchho влияет на крепость соци­альных связей в своей группе и снижает уровень ее интегрирован-ности Социальная мобильность выступает как фактор, ослабля­ющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для последней характерным стало снижение престижа высшего обра­зования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работнику по виду профессии.

Интегрирующим признаком социально-психоложческой об­щности является идеология

Объединения людей в борьбе с колонизаторами, за нацио­нальную независимость в защите отечества, за социальные изме­нения возникали на основе идеи Эти идеи выступали как органи­зующее начало, как стимул к объединенным действиям История общества полна этими примерами Для объединения людей в со­циально-психологические общности стимут определяет группо­вые мотивации поведения людей

Исключительное место в системе факторов, определяющих социально психочогическую общность групп, имеет ее обще­ственно-исторический опыт Он опирается на общность положе­ния группы, отличительные по разным параметрам ее признаки, организационные предпосылки, идеологию Но системообразую­щим признаком этого опыта является практика коллективного действия Положительный результат этой практики входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей Видом этой соци­альной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом Совре­менные общественные движения студенчества в разных странах зафиксировали значение социального опыта в жизни социальных общностей Конфликты в Чечне показали, насколько i тубокн корни национальной социально-психологической общности и как они проявляются через ряд поколении в способах внутригруп-пового и межгруппового общения, в методах разрешения государ­ственных, групповых и индивидуальных проблем.

Ч Зак 838

258__________________________________________________________Глава б

6.1.5. Элементы общественной психологии

Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. Подобно тому, каковы эти сферы в обшей пси­хологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотива-ционной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все пси­хические процессы этих сфер в психологии больших групп приоб­ретают свои специфические особенности.

Так, к сфере когнитивной относятся коллективные представ­ления, социальное мышление, общественное мнение, обществен­ное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших об­щностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития ду­ховной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. Вопрос о том, что думают люди, о чем беспоко­ятся, меняется в зависимости о г общественных условий. Но обще­ственная детерминация психических групповых процессов каса­ется не только их содержания, но и способов отражения объектив­ной действительности. Историчным является не только понятий­ный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобраз­ным является менталитет того или иного народа в разные перио­ды его исторического развития (Г. Ф. Салтыков, 1982). Эмпири­ческие исследования А. Р. Лурия показали своеобразие чувствен­ного и понятийного отражения действительности в условиях су­щественных социальных и культурно-исторических преобразова­ний жителей среднеазиатских республик бывшего СССР (А. Р. Лу­рия, 1974). В когнитивной сфере закрепляются способы и меха­низмы, посредством которых складываются, сохраняются, изме­няются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

В различных социальных средах складываются более или ме­нее благоприятные условия для развития тех или иных когнитив­ных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень — сознание общнос­ти, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдель­ных общностей, идеологию общества в целом (Г. М. Гак, 1960).

Второй структурный элемент психологии больших групп — мотиваиионно-потребностная сфера. Конкретно она представля­ется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 2 59

перечне мотиваиионных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии челове­ка Классы и большие социальные группы в психологическом от­ношении различаются прежде всего своими потребностями, инте­ресами, идеалами

Независимо от того, рассматриваем ли мы потребность как нужду (как это делает ряд апторов) или как движущую силу актив­ности личности, в ней заключен социальный смысл. Высказанная В. Н. Мясишевым точка зрения на потребности точнее всего огража-ет их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к опре­деленному объекту Он считает, что потребность представляет отно­шение к объективной действительности (В. Н Мясищев, 1957).

Как элемент общественной психологии потребности возника­ют и развиваются в процессе жизни и деятельности человека Осо­бый интерес для психологии социальных групп представляет де­ление групповых потребностей на два вида

1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных, условиях своего функционирования,

2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т е типичные дтя группы потребности

Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой нахо­дятся члены данной группы («Социальная психология» под ред Е С Кузьмина, В Е Семенова, 1979, с 74-75)

Для психологии больших групп в определенный период обще­ственно-исторического развития важно действие закона развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных по­требностей, развитие высших по своей природе социально-психо­логических потребностей — потребности в труде, развитие позна­вательных и эстетических потребностей, потребности в общении.

В нашем сравнительном исследовании истории развития пси­хологических особенностей российского крестьянства (О И. Зо­това, В. В Новиков, Е В Шорочова, 1983) были показаны суще­ственные изменения потребностей в разные исторические пери­оды развшия России

С потребностями в психологии больших групп органически свя­заны интересы. В интересах субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направлен­ность психики и деятельности, стремление к удовлетворению по-

260_________________________________________________Пюваб

требностеи. «Психологически, — считает А. И. Горячева, — интерес переживается п виде чувственного и сознательного тяготения к неко­торому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности последнею» (А И. Горячева, 1965).

Специфическое место в побудительной сфере имеют обще­ственные интересы. В них отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп, экономические отношения данного общества, экономическое положение определенных со­циальных общностей и объединений. Интересы стимулируют раз­ные формы деятельности групп. Интерес в общественной дея­тельности, как правило, осознается, и его удовлетворение высту­пает как цель теоретической и практической деятельности людей Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотно­сятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, на­ций), малых групп и отдельных личностей. Но во всех этих субъек­тах интерес выступает как побудитель деятельности, детерминан­та поведения людей (А. Т. Хан и нов, 1987)

В процессе общественною развития интересы, так же как и потребности, развиваются Особенно ярко это проявляется в пе­риоды резких социально-экономических и политических преоб­разовании. Например, интерес к новому делу, предприниматель ству з России возник в ходе таких преобразований Интерес рабо­чих России к революционной деятельности резко возрос в пред­октябрьский период 1917 г

В мотивационной сфере существенное место занимают жиз­ненные ориентации Они представляют собой систему предпочте­ний, проявляющихся в осознанном или бессознательном избира­тельном поведении, в выборе мотивации в альтернативных услови­ях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отно­шение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жите деятельности Это личносгно обусловлено уровнем притязании, оценкой реальных возможностей и психологических условий.

Существенным является вывод ученых о там, чго жизненные ориентации многообразными способами обусловлены закономер­ностями жизни общества, макрогруппы, микрогруппы, индивиду­альной биографией, значимыми ситуациями. В общем виде в ори­ентации выражается специфика развития общности в определен­ный общественно-исторический период. Тщательный анатиз ти­пологии ориентации в капиталистическом обществе содержи 1ся в работах Г. Г. Дилшенского Он выделяет 7 типов таких ориента-

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 261

ций: ориентация статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на по­верхности), карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной организации), предпринимательский тип (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния), гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, на развлечения), ориентация на материаль­ное потребление, в более обнаженном виде — это потребительс­кая ориентация; социально-паталогпческая ориентация, ориента­ция на творчество (эго уровень самоактуализации личности); ори­ентация на борьбу за определенные социальные идеалы (Дилиген-ский, 1994)

С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем со­временном обществе.

Идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь реального или нереального явления. Это образец, высшая цель, последняя ступень стремле­ний отдельной личности или социальной общности. Идеал исто­ричен, он социально детерминирован определенным уровнем paj-внтия производительных сил и характером групповых и личност­ных отношений. Идеалы людей отражают исторические стремле ния общностей (классов, наций) на каждом этапе развития По­этому идеалы могут быть реальными и нереальными «Идеал для всякой эпохи, — писал А И. Герцен, — она сама, очищенная от случайности, преображенное созерцание настоящего Разумеется, чем всеобъемлемес и полнее настоящее, тем всемирнее и истин­нее его идеал* (А И. Герцен. Собр. соч., т 3, с. 87).

«Идеалы,— по мнению В. Г Белинского, — не произвольная игра фантазии, не выдумки, не мечты, и в то же время идеалы — не список с действительности, а указанная умом и воспроизведен­ная фантазией возможность того или другого явления». (В. Г. Бе­линский Избр произвел в 2 томах, М , 1957, т II, с 435)

Идеалы социального прогресса, добра, справедливости на­правляли деятельность прогрессивных слоев населения во многих странах.

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые чле­нами социальных групп, составляют фонд общегрупповой моти-паиии. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и по­седения людей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чув­ства, эмоции и настроения.

262____________________________________________________Глава 6

Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «соци­альные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, уч­реждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные об­щности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных фено­менов психологии больших групп. В них в яркой форме отража­ются отношения и оценка людьми состояния объективных про­цессов и психических феноменов, господствующих в определен­ные периоды общественного развития Обстоятельная характери­стика общественных настроений содержится в работах Б Д Па-рыгина (Б. Д. Парыгин, 1966). В качестве особенностей коллек­тивных настроений по сравнению с индивидуальным настроени­ем он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуаль­ною обусловленность, коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических и идеологи­ческих отношений); степень социальной детерминированности в них выше, чем в индивидуальных настроениях. В них фактор фи­зическою самочувствия отступает на задний план перед соци­альными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениям на производстве, в быту и т. д )

Общественное настроение не является суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к много­кратному увеличению энергии составляющих гр>ппу индивидов. Социальное настроение обладает заразительностью, способнос­тью к значительному усилению некоторых свойств настроений индивидов. «Общественное настроение является наиболее массо-видным компонентом групповой психологии не только потому, что оно в отличие от других элементов психики функционирует постоянно, но еще и потому, что оно наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа» (Б Д. Парыгин, 1966, с 74)

Кроме этих традиционно выделяемых сфер психики (когни­тивной, лотребностно-мотивационной. аффективной и регуля-тивно-волевой) можно выделить деятельностную сферу.

Деятельностную сферу психологии больших i pynn состаатают коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятель ности больших социальных групп специфическими являются

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 263

цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее фор­мы. По своему социальному назначению существенно различают­ся профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

6.1.6. Формы проявления психологии больших групп

Все четыре сферы психологии больших социальных групп органи­чески взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

I) как характеристика типичной личности представителя оп­ределенной общности;

2} как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое обра­зование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления ха­рактерны для разных общностей.

Так, социальный характер группы, народа определяется спе­цифической культурой, системой знаков, символов. Он формиру­ется в конкретных условиях, под воздействием социального бы­тия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и пос­ледовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм пове­дения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осу­ществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах дея­тельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения. Подчеркивая психологическую сущность происхождения и функционирования традиций, Ф. Энгельс отме­чал, что «традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую в социальном развитии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, с. 423).

Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установив­шиеся в той или иной социальной группе, у того или иного наро-

264_______________________________________________Глава 6

да правила реагирования на определенные события, осуществле­ния некоторых общественно значимых действий (особые момен­ты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные собы­тия в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является сим­волом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к груп­пе, к личности.

Элементом психического склада, примыкающим к соци­альным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок— это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в осно­вательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки оп­ределяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторо­го времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно обра­зованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрени­ем, не соответствует действительное! и. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большин­ства групп. У больших социальных групп существуют свои пред­рассудки. Общественно опасными являются национальные и ре­лигиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно воз­растает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельнос­ти народов, классов, социальных групп, отдельных людей в ма­териальном и духовном производстве, в общественно-полити­ческой и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывает­ся, как живу г люди, какими действиями и поступками заполне­на их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, инте­ресы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, челове­ка выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориенкшиях, жизненных пози­циях, социальных и личностных установках, потребностях, сти­ле жизни и поведении.

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 265

6.1.7. Проблемы типологии современного общества

Под типологией мы понимаем разделение общества на ге или иные социальные группы, которые отличаются между собой каки­ми-то определенными социально значимыми признаками, позво­ляющими характеризовать их статус в обществе, их соииальные ориентации, а возможно, даже присущие им психологические особенности

Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпо­сылками и типы групп возникают лишь как результат способнос­ти индивидов к борьбе за существование и выживание сильней­ших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди лю­дей «борьба за существование» зависит не только от их способно­стей, но и от их ценностных ориентации.

Психологизаторские концепции слишком односторонне отра­жают процесс социализации личности. Они не учитывают многих дру[ их, ломимо родительских, влияний, в результате которых складывается тот или иной социальный тип человека

Наряду с социально-экономическими критериями стали ис­пользовать для дифференциации больших социальных групп соци­ально-демографические признаки, такие как пол, возраст, образо­вание, профессия, род занятий и т д. Однако практика социо­логических исследований и их результаты показали, что назван­ные признаки не помогают найти основы идеологических и поли­тических ориентации граждан и геч более как-то связать эти ори­ентации с их социатьно-демографическим статусом

Новейшим направлением в решении проблемы типологии стал поиск социально-психологических критериев, которые по­зволили бы выявить разтичия в жизненных, нравственных и поли­тических ориентаииях групп, выделенных по названным критери­ям, и вскрыть психологические основания этих различий

Наиболее ярким примером нового подхода стала «Программа ВЭЛС» (от английских слов values and life styles — ценности и сти­ли жизни), осуществленная группой психологов Стэнфордского исследовательского института В процессе работы, проводившей­ся в течение 20 лет (1960- 19S0), объектами комплексного психоло­гическою обследования стали 200 тысяч американцев На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США В качестве основных критери­ев для выделения различных групп были избраны ведущие лично-

266_________________________________________________Глава б

стные ценности граждан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологической точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии. Подробно описаньл ри большие группы, разделенные на несколь­ко подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа Первая группа — «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) со­стоит из подгрупп «Выживающих» и «Существующих». Централь­ная ценность для представителей этой группы заключается в вы­живании и обеспечении своей материальной и физической безо­пасности. Вторая подгруппа отличается от первой лишь времен­ными улучшениями своего положения.

Вторая группа — «Внешне направленные» (68%), главный ориентир ее представителей в жизни — «что подумают о нас дру­гие». Здесь выделены три подгруппы. «Принадлежащие», для ко­торых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадле­жать», например, к среднему классу, «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям, «Стремящиеся к достижениям», ведушая ценность которых — до­биться успеха в той или иной сфере деятельности.

Третья группа — «Внутренне направленные» (19%) — отличает­ся ориентацией на внутренние потребности и включает в себя три подгруппы: «Я есть Я», для представителей которой важно отли­чаться чем-го от других (например, молодежные течения типа хип­пи, панков и т. п.); «Экспериментирующие», то есть стремящиеся к насыщенной внутренней жизни в форме увлечений, например, экзотических течений в философии, религии, искусстве, и «Соци­ально озабоченные» — заинтересованные в проблемах общества, руководствующиеся чувством долга и социальной ответственности.

Представители отдельной небольшой группы (всего 2% насе­ления) получили название «Интегрированные». Это люди, кото­рые сумели гармонично интегрировать наиболее значимые эле­менты «внешне направленного» и «внутренне направленного» стилей жизни.

Между второй и третьей группой, а также внутри них происхо­дит постоянное движение, отражающее стремление людей к психо­логической зрелости и изменения в их ценностных ориенгаииях.

По каждой из подгрупп авторы исследования подробно анали­зируют личностные характеристики их представителей, образ их жизни, потребности и особенности поведения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями Толь-

Псилология больщиу социальных гоупп и массовые психические явления 267

ко в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между социально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ориентациями. В других группах эта связь но­сит более сложный и неоднозначный характер.

Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомненно, открывает широкие перспективы, однако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.