6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
В историческом развитии общества и в конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят ряд этапов. Эги этапы соответствуют уровню развитости групп. По классификации Г. Г. Дилигенского таких уровней три.
Первый — нижний уровень — типологический, характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в рефляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.
Примером такого уровня социальной группы являются предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каждый из предпринимателей занимался своим делом, осуществлял специфический вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила по тем же механизмам взаимодействия, что и со всеми остальными людьми. Часто в качестве примера такого уровня развития социальной группы цитируют проведенный К. Марксом анализ парциального хозяйства, где отдельная семья была замкнутой единицей в сельскохозяйственном производстве.
Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что члены группы осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что предприниматели причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.
Третий уровень развития социальной группы предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей. Члены группы осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные связи с другими объединениями. На общих собраниях, съездах
256_________________________________Глава 6
вырабатывают программу, стратегию и тактику своей деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России.
Этот уровень развития социальных групп Г. Г. Дилигснский называет уровнем солидарности Можно его обозначить как уровень интегрированное™.
Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных социальных процессов, событий, явлении. Он представляет психоло- гическую составляющую общественно-исторических явлений.
6.1.4. Факторы, определяющие уровень психологической
общности групп
Степень гетерогенности и гомогенности группы выступает как один из факторов, влияющих на уровень ее социально-психологической общности. Реально всякая общность вступает во взаимодействие с др>гими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои, классовые * границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей и эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.
Г. Г. Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отделить ее от «чужих», не своих групп. Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Гаковымн являются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки становятся менее непосредственно воспринимаемыми. В частности, классовые характеристики социальных групп в настоящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий точу назад. Так. размытыми являются характеристики буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых общностей — предпринимателей, «новых русских» — усиливает этог процесс неопределенности в классификациях общностей.
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 257
На уровень развития общностей влияет характер внутригруп-повых и межгрупповых коммуникаций Ограниченность одних общностей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрихозяйственными объединениями, контактами, более интенсивными связями с городом Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов
Объективная возможность сменить реальную связь l олной группой на связь с другой cjuicctbchho влияет на крепость социальных связей в своей группе и снижает уровень ее интегрирован-ности Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, интеллигенции. Для последней характерным стало снижение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работнику по виду профессии.
Интегрирующим признаком социально-психоложческой общности является идеология
Объединения людей в борьбе с колонизаторами, за национальную независимость в защите отечества, за социальные изменения возникали на основе идеи Эти идеи выступали как организующее начало, как стимул к объединенным действиям История общества полна этими примерами Для объединения людей в социально-психологические общности стимут определяет групповые мотивации поведения людей
Исключительное место в системе факторов, определяющих социально психочогическую общность групп, имеет ее общественно-исторический опыт Он опирается на общность положения группы, отличительные по разным параметрам ее признаки, организационные предпосылки, идеологию Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия Положительный результат этой практики входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом Современные общественные движения студенчества в разных странах зафиксировали значение социального опыта в жизни социальных общностей Конфликты в Чечне показали, насколько i тубокн корни национальной социально-психологической общности и как они проявляются через ряд поколении в способах внутригруп-пового и межгруппового общения, в методах разрешения государственных, групповых и индивидуальных проблем.
Ч Зак 838
258__________________________________________________________Глава б
6.1.5. Элементы общественной психологии
Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. Подобно тому, каковы эти сферы в обшей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотива-ционной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
Так, к сфере когнитивной относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. Вопрос о том, что думают люди, о чем беспокоятся, меняется в зависимости о г общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается не только их содержания, но и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития (Г. Ф. Салтыков, 1982). Эмпирические исследования А. Р. Лурия показали своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существенных социальных и культурно-исторических преобразований жителей среднеазиатских республик бывшего СССР (А. Р. Лурия, 1974). В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, посредством которых складываются, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.
В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень — сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом (Г. М. Гак, 1960).
Второй структурный элемент психологии больших групп — мотиваиионно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 2 59
перечне мотиваиионных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами
Независимо от того, рассматриваем ли мы потребность как нужду (как это делает ряд апторов) или как движущую силу активности личности, в ней заключен социальный смысл. Высказанная В. Н. Мясишевым точка зрения на потребности точнее всего огража-ет их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту Он считает, что потребность представляет отношение к объективной действительности (В. Н Мясищев, 1957).
Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида
1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных, условиях своего функционирования,
2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т е типичные дтя группы потребности
Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы («Социальная психология» под ред Е С Кузьмина, В Е Семенова, 1979, с 74-75)
Для психологии больших групп в определенный период общественно-исторического развития важно действие закона развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей — потребности в труде, развитие познавательных и эстетических потребностей, потребности в общении.
В нашем сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства (О И. Зотова, В. В Новиков, Е В Шорочова, 1983) были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды развшия России
С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы. В интересах субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению по-
260_________________________________________________Пюваб
требностеи. «Психологически, — считает А. И. Горячева, — интерес переживается п виде чувственного и сознательного тяготения к некоторому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности последнею» (А И. Горячева, 1965).
Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп, экономические отношения данного общества, экономическое положение определенных социальных общностей и объединений. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотносятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, наций), малых групп и отдельных личностей. Но во всех этих субъектах интерес выступает как побудитель деятельности, детерминанта поведения людей (А. Т. Хан и нов, 1987)
В процессе общественною развития интересы, так же как и потребности, развиваются Особенно ярко это проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразовании. Например, интерес к новому делу, предприниматель ству з России возник в ходе таких преобразований Интерес рабочих России к революционной деятельности резко возрос в предоктябрьский период 1917 г
В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жите деятельности Это личносгно обусловлено уровнем притязании, оценкой реальных возможностей и психологических условий.
Существенным является вывод ученых о там, чго жизненные ориентации многообразными способами обусловлены закономерностями жизни общества, макрогруппы, микрогруппы, индивидуальной биографией, значимыми ситуациями. В общем виде в ориентации выражается специфика развития общности в определенный общественно-исторический период. Тщательный анатиз типологии ориентации в капиталистическом обществе содержи 1ся в работах Г. Г. Дилшенского Он выделяет 7 типов таких ориента-
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 261
ций: ориентация статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на поверхности), карьеристский тип ориентации (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной организации), предпринимательский тип (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния), гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, на развлечения), ориентация на материальное потребление, в более обнаженном виде — это потребительская ориентация; социально-паталогпческая ориентация, ориентация на творчество (эго уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за определенные социальные идеалы (Дилиген-ский, 1994)
С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем современном обществе.
Идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь реального или нереального явления. Это образец, высшая цель, последняя ступень стремлений отдельной личности или социальной общности. Идеал историчен, он социально детерминирован определенным уровнем paj-внтия производительных сил и характером групповых и личностных отношений. Идеалы людей отражают исторические стремле ния общностей (классов, наций) на каждом этапе развития Поэтому идеалы могут быть реальными и нереальными «Идеал для всякой эпохи, — писал А И. Герцен, — она сама, очищенная от случайности, преображенное созерцание настоящего Разумеется, чем всеобъемлемес и полнее настоящее, тем всемирнее и истиннее его идеал* (А И. Герцен. Собр. соч., т 3, с. 87).
«Идеалы,— по мнению В. Г Белинского, — не произвольная игра фантазии, не выдумки, не мечты, и в то же время идеалы — не список с действительности, а указанная умом и воспроизведенная фантазией возможность того или другого явления». (В. Г. Белинский Избр произвел в 2 томах, М , 1957, т II, с 435)
Идеалы социального прогресса, добра, справедливости направляли деятельность прогрессивных слоев населения во многих странах.
Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой моти-паиии. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поседения людей, определяя направленность личности и групп.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
262____________________________________________________Глава 6
Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.
Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б Д Па-рыгина (Б. Д. Парыгин, 1966). В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальным настроением он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуальною обусловленность, коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических и идеологических отношений); степень социальной детерминированности в них выше, чем в индивидуальных настроениях. В них фактор физическою самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениям на производстве, в быту и т. д )
Общественное настроение не является суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению энергии составляющих гр>ппу индивидов. Социальное настроение обладает заразительностью, способностью к значительному усилению некоторых свойств настроений индивидов. «Общественное настроение является наиболее массо-видным компонентом групповой психологии не только потому, что оно в отличие от других элементов психики функционирует постоянно, но еще и потому, что оно наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа» (Б Д. Парыгин, 1966, с 74)
Кроме этих традиционно выделяемых сфер психики (когнитивной, лотребностно-мотивационной. аффективной и регуля-тивно-волевой) можно выделить деятельностную сферу.
Деятельностную сферу психологии больших i pynn состаатают коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятель ности больших социальных групп специфическими являются
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 263
цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.
6.1.6. Формы проявления психологии больших групп
Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:
I) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
2} как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.
Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.
Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях. В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения. Подчеркивая психологическую сущность происхождения и функционирования традиций, Ф. Энгельс отмечал, что «традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую в социальном развитии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, с. 423).
Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного наро-
264_______________________________________________Глава 6
да правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.
Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок— это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительное! и. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп. У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывается, как живу г люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориенкшиях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 265
6.1.7. Проблемы типологии современного общества
Под типологией мы понимаем разделение общества на ге или иные социальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позволяющими характеризовать их статус в обществе, их соииальные ориентации, а возможно, даже присущие им психологические особенности
Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпосылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и от их ценностных ориентации.
Психологизаторские концепции слишком односторонне отражают процесс социализации личности. Они не учитывают многих дру[ их, ломимо родительских, влияний, в результате которых складывается тот или иной социальный тип человека
Наряду с социально-экономическими критериями стали использовать для дифференциации больших социальных групп социально-демографические признаки, такие как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т д. Однако практика социологических исследований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и геч более как-то связать эти ориентации с их социатьно-демографическим статусом
Новейшим направлением в решении проблемы типологии стал поиск социально-психологических критериев, которые позволили бы выявить разтичия в жизненных, нравственных и политических ориентаииях групп, выделенных по названным критериям, и вскрыть психологические основания этих различий
Наиболее ярким примером нового подхода стала «Программа ВЭЛС» (от английских слов values and life styles — ценности и стили жизни), осуществленная группой психологов Стэнфордского исследовательского института В процессе работы, проводившейся в течение 20 лет (1960- 19S0), объектами комплексного психологическою обследования стали 200 тысяч американцев На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США В качестве основных критериев для выделения различных групп были избраны ведущие лично-
266_________________________________________________Глава б
стные ценности граждан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологической точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии. Подробно описаньл ри большие группы, разделенные на несколько подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа Первая группа — «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) состоит из подгрупп «Выживающих» и «Существующих». Центральная ценность для представителей этой группы заключается в выживании и обеспечении своей материальной и физической безопасности. Вторая подгруппа отличается от первой лишь временными улучшениями своего положения.
Вторая группа — «Внешне направленные» (68%), главный ориентир ее представителей в жизни — «что подумают о нас другие». Здесь выделены три подгруппы. «Принадлежащие», для которых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадлежать», например, к среднему классу, «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям, «Стремящиеся к достижениям», ведушая ценность которых — добиться успеха в той или иной сфере деятельности.
Третья группа — «Внутренне направленные» (19%) — отличается ориентацией на внутренние потребности и включает в себя три подгруппы: «Я есть Я», для представителей которой важно отличаться чем-го от других (например, молодежные течения типа хиппи, панков и т. п.); «Экспериментирующие», то есть стремящиеся к насыщенной внутренней жизни в форме увлечений, например, экзотических течений в философии, религии, искусстве, и «Социально озабоченные» — заинтересованные в проблемах общества, руководствующиеся чувством долга и социальной ответственности.
Представители отдельной небольшой группы (всего 2% населения) получили название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегрировать наиболее значимые элементы «внешне направленного» и «внутренне направленного» стилей жизни.
Между второй и третьей группой, а также внутри них происходит постоянное движение, отражающее стремление людей к психологической зрелости и изменения в их ценностных ориенгаииях.
По каждой из подгрупп авторы исследования подробно анализируют личностные характеристики их представителей, образ их жизни, потребности и особенности поведения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями Толь-
Псилология больщиу социальных гоупп и массовые психические явления 267
ко в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между социально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ориентациями. В других группах эта связь носит более сложный и неоднозначный характер.
Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомненно, открывает широкие перспективы, однако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование