7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование
В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями ее практического применения Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идет очень интенсивно Еше недавно управленческое консультирование было на периферии российской академической науки, а такой сферы деятельности практических психологов, как бизнес-консультирование, вообще не существовало В настоящее время профессиональное психологическое консуль-
348____________________________________________________1лада7
тирование становится формой цивилизованного решения проблем I для все большего числа деловых людей в нашей стране Сейчас совре-
' менные психологические знания все активнее используются в диагно-
стической и корреклионной части этой работы Бизнес-консультирование по сути является деятельностью, направленной на актуализацию и осознание предпринимателем тех качеств своей индивидуальности, которые были сформированы ранее и оказывают влияние на его работу и развитие Оно дает возможность адекватно оценить себя как профессионала в бизнесе с позиции критериев психологической науки и требований реальной ситуации сегодняшнего дня Бизнес-консультирование позволяет также увидеть новые направления и пути достижения своих целей и получить конкретные психологические методики и приемы для реализации своего потенциала Психологические исследования предпринимателей и предпринимательской деятельности позволяют более целенаправленно и обоснованно вести работу по профессиональному консультированию предпринимателей и оказанию им психологической поддержки
Бизнес-консультирование в нашей стране использует как результаты исследований отечественной социальной психологии, так и обширные наработки западной экономической психологии За рубежом накоплен более чем полувековой опыт в профессиональной деятельности психологов-консультантов Тот бум в профессиональной психологии, который пережил Запад в начале XX века, первоначально решал задачи повышения производительности труда и эффективности производства Но по мере гуманизации производства и развития самой психологической науки на передний план исследований вышел человек как субъект деятельности, в том числе и предпринимательской Акцент сместился на изучение проблем, стоящих, перед предпринимателем, и поиск их наиболее эффективных решений Результатом явилось создание системы методик, способных оказать реальную помощь в этом виде деятельности
Этот арсенал диагностических, коррекционных и других методик все в большем объеме берется психологами на вооружение и применяется на практике в нашей стране И если в начале этого процесса методическое оснащение переносилось на российскую почву без учета тех теоретических концепций, в контексте которых оно создавалось, и без учета специфики страны, то сейчас этот пробел ликвидируется, что повышает эффективность применения западного опыта
Бизнес-консультирование и управленческое консультирование являются эффективной, но не единственной формой оказания помощи предпринимателям Сейчас психологи все активнее привлека-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________349
ются к работе по формированию команд и работе с персоналом, проведению групповых тренингов и семинаров На таких занятиях с помощью специальных методов обучения можно освоить новые психотехники в бизнесе, сформировать умение быстро находить решения в нестандартных ситуациях, хорошо разбираться в психологическом состоянии окружающих людей и уметь воздействовать на партнеров и персонал не директивно, развить поведенческую гибкость, умение уверенно чувствовать себя в сложных ситуациях, управлять своими эмоциями, убедительно и аргументированно излагать свои позиции, добиваться согласованного решения спорных вопросов В ходе такой подготовки значительное число людей от-крыиают в себе новые возможности и обнаруживают способности, которые затем могут быть реализованы в новой практике
Вопросы для контроля
1 Расскажите об эволюции термина «предприниматель» и современных подходах к пониманию предпринимательства
2 Раскройте роль предпринимательства в экономическом развитии общества
3 Каковы особенности мотивации предпринимательской деятельности
4 Назовите типы локуса контроля п расскажите о его особенности i предпринимателей
5 Каковы особенности отношения предпринимателей к риск>
6 Расскажите о социально психологических исследованиях становления российского предприниматепьства
7 Назовите основные направления практической психологической рабо ты по поддержке и развитию предпринимательства
Практические задания
1 Составьте социально-психологический портрет знакомого предпринимателя
2 Проаналитируйте социально-психслогические особенности предпри нимательсгва в вашем регионе
3 Сфорч\чируитс предложения по оказанию социально психочогичес ких услуг вашему потенциальному клиенту-предпринимлтетю
Литература
1 Автоночов В С Предпринимательская функция в экономической системе /Отп ред В И Кузнецов М ИМЭМО 1990 82 с
2 Агеев А И Предпринимлтетьство Проблемы собственности и культуры М Наука, 1991 106 с
3 Андерсон Р , Шнчирев П <Акулы> и «тельфины» Психология и этика россииско американского делового партнерства М ДелоЛТД, 1994 204 с
4 Вебер М , Избранные произведения / Обш ред Ю Н Давыдова М Прогресс 1990 S04c
350
5. Глушенко Е.В , Капцое А И . Тихонравов Ю.В., Основы предпринимательства. М : Весгник. 1996 412 с.
6. Грей К Предпринимательство в 90-х годах//Иностранная психология. 1997. №9. С. 37-45
7. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М: СП «Бук Чсмбр Интернэшнл», 1992 349 с.
S Журавлев А Л , Позняков В П. Социалъно-психологические трудности развития малого бизнеса в России // Психологический журнал. 1993. Т 14 №6. С. 45-70.
9. Журавлев А.Л , Позняков В.П Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М... Институт психоложи РАН. 1995.58 с.
10. Журавлев А.Л , Позняков В П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства// Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М., 1995. С. 82-102.
11. Заславская Т И. Бизнес-слой российского общества- Сущность, структура, статус//Социологические исследования. 1 s>95. №3. С. 3-12.
12. Зочблрт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.. Наука, 1994,442 с.
13. КейнсДж.М Обшая теория занятости, процента и денег. М.'Прогресс, 1978. 494 с.
14. Мескок М.Х., Альберт М , Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995.700 с.
15. Позняков В П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления//Человек и труд, 1992 №4-5. С. 14-17.
16. Позняков В П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование// Психология и бизнес М , 1997
17. Позняков В П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства' опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. №5 С 32-43.
18. Позняков В П Психология предпринимательства// Психология. Учебник для экономических вузов / Под рад. В.Н Дружинина. СПб., 2000. С. 53S-554
19 Психология предпринимательской деятельности /Под ред В А Бодрова М.: Институт психологии РАН, 1995 175с.
20 Рощин С.К Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал 1993. Т. 14 №5
21 Рюттингер Р Культура предпринимательства. М: Эком, 1992. 154 с. 22. Серван-шреиберЖ -Л Ремесло предпринимателя. М ■ Прогресс, 1993. 23 Социальная психология р\коволства и предпринимательства / Отв.
ред. А.Л. Журавлев, Е.В Щорохова. М.: Институт психологии РАН, 1999 276 с.
24. Становление нового российского предпринимательства / Отв ред В.В, Радаев М: «Институт экономики РАН», 1993.248 с
25. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма М ■ Новости, 1992. 302 с
26. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность Т 1,2 М: Педагогика, 1988.406 с.
27. Хизрич Р , Питере М Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха Вып. 1 М.: Прогресс, 1992.191 с.
28. Чирикова А.Е Психолош'ческие особенности личности российского предпринимателя //Психологический ж>риал Т. 19. №!. 1998 С. 62-74,
29. ЧириковаА.Е. КриченсюяО Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. М Институт психологии РАН, ,1996. 94 с.
30. Шумпегер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры М.: Прогресс, 1982. 455 с.
Учебное издание
Социальная психология
Учебное пособие для вузов
Художник: П.П. Ефремов
Компьютерная верстка: Ю. В. Балабанов
Корректор: Л. В. Гагулина
Лицензия ИД №01018 от 21 февраля 2000 г.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д-003868.07 01 от 11.07.2001
Издательство «ПЕР СЭ»
129366, Москва, ул.Ярославская, 13, к.120
тел/факс: (095) 216-30-31
e-mail, perse@psychol.ras.ru
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000 — книги, брошюры
Подписано в печать 19.12.2001 г
Формат 60*90/16. Печать офсетная.
Гарнитура Тайме. Бумага офсетная
Усл.печ.л 22. Тираж 3000 экз. Зак. 838.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО
"Типография ИПО профсоюзов Профиздат",
109044, Москва. Крутицкий вал, 18
i
Уважаемые коллеги1.
Приглашаем вас подписаться на журнал
«Вопросы психологии» —
старейшее научное периодическое отечественное издание по психологии.
Журнал был учрежден в 1955 г. Академией педагогических наук РСФСР (ныне Российская Академия образования) и вплоть до 1977 г являлся единственным научным периодическим психологическим изданием в нашей стране. Он имеет наибольшее число подписчиков среди периодических изданий по психологии. В 2000 г «Вопросы психологии» победили а номинации «самое популярное (читаемее) периодическое издание по психологии в России» на проведенном «Психологической газетой- конкурсе «Национальные итоги столетия»
Главная задача журнала — знакомить читателей с последними достижениями психологической науки в стране и за рубежом В основных публикациях представлены современные исследования, проводимые в разных областях психологической науки, обсуждаются различные теоретические и практические проблемы, психологические методы решения практических задач, что способствует широкому внедрению психологических знаний в жизнь
Журнал выходит 6 раз в год Объем каждого номера — 10 п,л.
Подписаться на журнал «Вопросы психологии», в том числе на любой текущий номер, можно в любом почтовом отделении свям по каталогу Агентства «Роспечать». Индексы;
для индивидуальных подписчиков: 70131, ДЛЯ предприятий а организаций'. 71235.
Уважаемые коллеги!
Прж латаем нас подписаться на приложения к журналу «Вопросы психологии», компакт-диск. «Вопросы психологии 1995 — 1999 гг.», компакт-диск «Вопросы психологии 1993 — 2000 гг. » и «Библиотека журнала «Вопросы психологии».
«Вопросы психологии» иа компакт-дисках
Предлагаемые компакт-диски представляют собой электронную версию номеров журнала, изданных в течение пяти и восьми лет соответственно Вся информация, собранная на дисках, систематизирована и разбита по 17 основным тематическим рубрикам Специально созданная система поиска (работающая также на английском языке) позволяет быстро находить необходимые материалы по журнальным разделам, тематическим рубрикам, психологическим терминам и фамилиям авторов. В качестве приложения представлен индекс цитирования авторов. Настоящие компакт-диски незаменимы при составлении аналитических обзоров и научных рефератов. Подобранные материалы легко компилируются и выводятся на печать.
Диски можно приобрести в редакции журнала либо подписаться на них по каталогу «ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ» Агентства «Роспечать» (индексы: 79937 и 80728 — для индивидуальных подписчиков и 79938 — для предприятий и организаций)
«Библиотекажурнала «Вопросы психологии»
Зарецкий В.К., Дубровская М О , Ослон В.Я , Холмогорова А.Б. «Пути решения проблемы сиротства в России».
Подписаться на книгу можно по каталогу «ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ» Агентства «Роспечать» (индекс 79939) или в редакции журнала.
Тел. редакции: (095) 202-96-09.
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование