3.3. Невербальные способы общения
Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых среден представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения станови гея тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. С другой стороны, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации может осуществля гься на бессознательном или подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение*, так как при языковом и речевом общении этот процесс так или иначе осознается обеими сторонами, Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.
Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса
В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека и грает в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.
Происхождение невербальных способов общения. С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, гак и вопросы, на
Психология межличностного взаимодействия________________________!_37
которые до сих пор еще нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру
Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях Человек сохранил в арсенале повеления многое из своего животного прошлого Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации {проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов непер-бального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение Кивок годовой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и амери канец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет Етвязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его ог притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т д Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многие форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди неясных в плане формирования средств невербального об-шения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождают свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.
138__________________________________________________________Diana 3
Каждый может проверить эти вопросы на себе, вспомнив, какими жестами и как он пользуется в процессе общения с другими.
Особенности невербального общения. Уже отмечалось, что невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. К этому надо добавитьеще и такую его особенность как намеренность и ненамеренность. Хотя в подавляющем большинстве обычно люли, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознаю! пли мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Это означает, что в одном случае информация может передаваться одним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта (получателя). Примерами могут быть жест, указывающий кому-то направление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т. д. А в другом случае отправитель не имел на-мерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть, например, признаки своего плохого настроения или болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.; а другие (получатели) тем не менее такую информацию воспринимали. В этой связи оказываются полезными по-нягия «знак» и «сигнал». Знак— это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.
Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например, случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможны несколько вариантов, так как сочетания осознанности—неосознанности и намеренности-ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию.
Психология межличностного взаимодействия___________________________1_39
Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи
Функции невербальных способов общения. Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций. Невербальное общение позволяет передать информацию.
1)о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;
2) о его физическом и психологическом состоянии.
3) об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;
4) о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях;
5) о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.;
6) о психологическом климате в группе и даже об обшей атмосфере в обществе;
7) особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, неврогичность и т. д
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование