3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
За последние 20-25 лет изучение проблемы обшения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психолоши прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Категория общения в психологической науке
Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Б Ф. Ломов, 19S4). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г. М. Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко- как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть,
124____________________________________________________Глава 3
общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А. Н. Леонтьев, 1965). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975).
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бы-( | тия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки ка-
тегории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект—субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатыюемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не только (и не столько) преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».
В целом теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988). В монографии А. В. Бруш-линского, В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В. В. Знакова: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивиру-
Психология межличностного взаимодействия _____________125
ется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (В В Знаков, 1994)
Общение: структура, функции, основные понятия
Под стр>ктурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исстедования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях
В О7ечественнои социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место и методологическая проработка этого вопроса изданный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Г М Андреева, 1988, Б Ф Ломов, 19Ы) выступающих обглеметодотопическим ориентиром организации исследований К структуре общения можно подойти по-разному как через выделение \ровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б Ф Ломов, 1984)
Первый уровень — макроуровень общение индивида с другими чюдьми рассматривается как. важнейшая сторона его образа жизни На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами
Второй уровень — мезауровенъ (средний уровень) общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенапрашенных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу «чего> и «с какой целью» Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями
Третий уровень — микроуровень главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакции Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это
126____________________________________________________Глава 3
не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие Она включает не только действие одного J | из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие
11 партнера (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию —
1 ' действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т п )
| 1 Каждый из перечисленных уровней анализа требует специаль-
1 ного теоретико-методологического и методического обеспечения
| I и своего особого понятийного аппарата И поскольку многие про-
I I блемы психологии комплексны, встает задача разработки прин-
|( ципов и способов выявления взаимосвязей между разными уров-
нями и взаимных переходов от одного из них к другому
Подфункциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека Функции общения многообразны Существуют разные основания для их классификации Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик— информационной, интерактивной и перцептивной (Г М Андреева, 1980) В более или менее аналогичном смысле выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Б Ф Ломов, 1984)
Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в огличие от технического устройства) Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо)воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров В-третьих, они должны обладать единой или сходкой системой кодирования/декодирования сообщении Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы) В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм — кинесику (отико-кинетическля система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику), паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т п ), проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) и визуаль-
Психология межличностного взаимодействия_________________________1_27
ное общение (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.
Регу.аяторяо-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире — в процессе социальной активности.
Б процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами — не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.
Аф(рективно-каммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Представляется оправданным привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие мехашчностных отношений (отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакопа (1994); а познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988). Сопоставление двух классификационных схем позволяет (конечно, с определенной мерой условности) функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную функцию объединить (включить) в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Г. М. Андреева, 1988).
При изучении перцептивной стороны общения используется
1.28________________________________________________________Глава 3
специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.
Во-первых, общение невозможно без определенного уровня понимания (а точнее — взаимопонимания) общающихся субъектов.
Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (В. В. Знаков, 1994).
В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцелции вообще, а о межличностной перцепции или восприятии, а некоторые исследователи больше говорят не о восприятии, а о познании другого. Эта проблема продуктивно изучается А. А Бодалевым (1965, 1983).
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под змнатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть аффективное «понимание». Как видно из определении, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширенное толкование — в него включаются процессы понимания как чувств, так и мыслей партнера по об-шению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности партнера. Это означает наличие а) принятия личности этого человека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, огсутствия оценочных суждений о нем (В. А Соснин, !996).
Рефлексия в тфоблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию crpj rerun поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Дихология межличностного взаимодействия__________________________1_29
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции — как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимскл ношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента
Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга, можно предлагать и другие варианты. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление А это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа
В заключение необходимо кратко остановиться на проблеме методов исследований
Во-первых, для общего представления о методах можно использовать таблицу, которая дает схематическую классификацию методов (табл I) Эта схема позволяет систематизировать и сравнивать методы при более пубоком изучении проблемы общения
Методы самоотчета используются для получения данных о субъективных восприятиях и эмоциональных состояниях участников общения (как своих, так и партнера)
Поведенческие методы дают объективные данные о конкретном поведении при помощи внешнего наблюдения за взаимодействием Наиболее часто используемая практика — разработка различных кодирующих систем для записи наблюдаемых событии в зависимости от исследовательской задачи, включая специальные аудио- и видеотсхнические устойства
Третья группа методов — это поведенческие самоотчеты, т е
Таблица I Типы методов исследования общения
Тип источника получения данных | Тип эмпирической информации (получаемых ддиных) | |
Субъективный | Объективный | |
Участник изучаемой ситуации | Методы самоотчета | Мегопы самоотчета о попечении |
Внешний наблюдатечь | Субъективные отчеты наблюдателя | Поведенческие методы |
5 Зак 838
130_________________________________________________Глава 3
данные собираются от участников общения, но не в отношении их эмоциональных состояний, а о своих взаимодействиях, о своем собственном поведении и о поведении партнера.
И последняя группа методов — это субъективные отчеты внешних наблюдателей (их мнения, суждения, оценки) как о внешней стороне общения, так и о мыслях и состояниях участников взаимодействия.
Заинтересованный читатель может найги подробное обсуждение методов в ряде шпируечых выше работ к специально в работах Р. Бэнл-са (1970); Г. Фаснахта (1982), М. Аргайла, А. Фенхейма и Дж. Грехем (1981). В последней монографии дано теоретическое и экспериментальное обоснование так называемого ситуативного подхода, в настоящее время широко используемого в исследованиях проблем общения.
И, наконец, необходимо упомянуть о таком подходе, широко используемом в прикладной исследовательской практике изучения общения, как трансактный анализ. Подробное описание ос-новнык положений подхода можно найти к paSoie Э, Берна (1996).
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование