274_____________________________________________________________Глава 6
гих больших социальных группах, включая общество в целом. При этом соииально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими.
Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в России или какой-то надвигающейся угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.
Во-вторых, они возникают в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым порождает неопреЪе-ленность (таким примером была несогласованная информация о дозах радиоактивного загрязнения территорий в результате чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля — мае 1986 г.)
В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность 8 общности, в которую входит интересующая диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т п.
В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание лювлй стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек сграст- но стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.
Слухи — это форма искаженной (трансформированной) информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.
Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:
• с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
• в большой степени снимают или, по меньшей мере, снижают неопределенность относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е.
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 275
слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятнои,
• слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;
• социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые очсроченно могут состояться, хотя и не в том варианте, которыи составлял их содержание, однако в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку ч го то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.
Обшая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению Поэтому, учитывая выше описанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее
• добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях, социальных условиях жизни и т п , информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность, в экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации,
• целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событии или явлении, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов (такая работа, например, проводилась российским телевидением перед деноминацией р>бля 1998 года);
• позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или общество в целом), э!О существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей, их опасения за будущее и предотвращает слухи;
• в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только поспе этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя склады-ваюшмоси социальную ситуацию и менее эмоционально будут к ней относиться и т п ,
276_________________________________________________Глава 6
• в условиях, благоприятных для слухов, появляются ич активные распространители (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условии жизни людей), которые могут представлять серьезную угрозу, поэтому необходимо выявить распространителей слухов и неытраяизовыватъ их в гияние на группу и др
Таким образом, практическая задача управления слухами становится наиболее важной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катает рофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п В таких условиях важны определенность воспринимаемой обстановки и конкретность действий людей.
6.3.3. Психология паники
Наиболее важными характеристиками паники являются стсдуюшие"
• паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);
• паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе,
• паника —это чаше всего стихийно возникающее, Heopia-низованное состояние и поведение людей;
• для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом)
Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха
Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей, решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди которых явтяются следующие
1. Обшая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т п.), фактически является предпанической,
Психология больших социальных групп и массовые психические явления 277
т е предшествующей и способствующей возникновению паники.
2. Одним из решающих факторов является нашчие возбуждающих и стимулирующих панику c/iyxoe, например, «подогревающих» предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко бывало на радиоактивно загрязненных территориях после чернобыльской катастрофы).
3 Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.
4 Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социальной среды
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование