7.2. Экономическая психология
Введение
Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. Объективной предпосылкой становления экономической психологии в России явились радикальные преобразования, смена экономических отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности. Становление и углубление рыночных отношений в российской экономике, ее включение в систему мировых экономических связей, обострение внутренних проблем экономического реформирования и развития сделали чрезвычайно актуальным научное исследование социально-психо-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________293
логических механизмов и закономерностей происходящих процессов. Неудачи первого этапа экономического реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко экономического подхода, породили ряд социальных проблем (безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения которых все более востребованными становятся знания и методы практической психологии
Между тем в развитии двух материнских наук экономики и социальной психологии также сложились отчетливые предпосылки к интеграции. С одной стороны, очевидный и признаваемый самими экономистами кризис экономической теории побуждает их к поиску контактов с представитепями смежных, в первую очередь, социальных наук— социологии, культурологии, психологии. С другой стороны, в самой психологической науке, и в первую очередь в социальной психологии, отчетливо обозначались две взаимосвязанных тенденции. Дифференциация социально-психологического знания, связанная с появлением новых отраслей социальной психопогин, призванных изучать психологическую сторону основных сфер жизни общества (экономики, политики, идеологии), сопровождается интеграцией социальной психологии с базовыми научными дисциплинами, изучающими фундаментальные законы развития этих сфер общественной жизни Поэтому становление экономической психологии именно на стыке социальной психологии и экономики является вполне закономерным феноменом, позволяющим рассматривать его в ряду других, сходных с ним, а именно — с развитием политической, юридической, этнической психологии Оно же со всей очевидностью отражает и положение экономической психологии в системе современного научного знания.
Краткая история экономической психологии
Историю становления экономической психологии можно представить как встречное движение представителей двух наук, побуждаемое как теоретическим интересом, так и чисто практическими задачами. При этом на ранних этапах интерес к психологии со стороны экономистов явно преобладал Развитие экономической науки шло параллельно с развитием представлений об «экономическом человеке* как субъекте хозяйствования Основатель политической экономии А. Смит (1723-1790) заложил основу теоретических представлений об «экономическом человеке» как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде Дж Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как основном закон человеческого пове-
294____________________________________________________Глааа 7
дения К Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей роли общественного производства в формировании не только условий человеческом жизнедеятельности, но я самого человека
Важным этапом становления экономической психологии стало открытие предельной полезности и разработка маржиналистскои (от фр marginal — предельный, конечный) или субъективно-психологической теории в экономике Ашличанин У С Джевонс (1835-1882) сформулировал закон убывающей предельной полезности, согласно которому субъективно оцениваемая ценность потребляемого блага определяется его полезностью, которая, в свою очередь, характеризуется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага, и приростом общего запаса этих благ у потребителя По мере удовлетворения данного вида потребности и увеличения предложения соответствующих товаров полезность убывает (см рис 1) Француз Л Вальрас (1834-1910), развивая теорию предельной полезности, сформулировал положение о том, что предельная почезность есть убывающая функция потребляемого количества благ Поэтому иена товара, определяемая его предельной полезностью, зависит прежде всею от редкости данного товара, а не от издержек по его производству (см рис 2) Австриец К Менгер сформулировал закон, согласно которому «вся товарная наличность оценивается в виде произведения ценности последней, наименее существенной единицы на количество данного товара» (Цит по М К Бункинд, В А Семенов, 1998) Работы эконочи-
Рис 1 Схема действия закона убывающей предельной полезности {Бунки-наМК, Семенов В А Экономика и психология На перекрестке наук М , 1998 С 39)
Некоторые отрасли социальной психологии__________________________2§5
MU
CQ
Рис 2 Предельная полезность как функция потребляемого количества благ {Там же, С.46).
стов субъективно-психологической школы заложили основы современной микроэкономики, где экономическое поведение человека определяется балансом субъективно оцениваемых издержек, связанных с приобретением экономических благ (в частности «тягости» затрачиваемого труда) и субъективно оцениваемым удовольствием, получаемым от их потребления.
Современные представления о роли психологических факторов на макроэкономическом уровне были разработаны в трудах американских экономистов В частности основной психологический закон Дж Кейнса гласит, что склонность к потреблению в обществе повышается по мере роста доходов и снижается по мере их снижения, но более медленно (см. рис 3), что объясняется действием социально-психологических факторов (инертностью привычек, традиции). Этим объясняется разница в соотношении долей бюджета, направляемых на потребление и сбережение на разных стадиях жизненного цикла.
Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать французский ученый Габриэль Тард, чей двухтомный труд под таким названием был опубликован в 1902 г. По определению Г. Тарда /1902/ экономическая психология имеет дело с психологическими основам» экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория. Г. Тард одним из первых обратил внимание на роль социально-психологических факторов (этнокультурных особенностей, традиций, микросоци-
296_______________________________________________Шва 7
X
Рис. 3. Основной психологический закон Дж Кейнса. Доля потребления (С) в реальном доходе (Y) по мере его роста уменьшается и увеличивается доля сбережений (Y-C) (Там же, С. 101).
ального окружения) в регуляции экономического поведения. Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863-J916), более известный в России как основатель психотехники, занимался эмпирическими, втом числе экспериментальными, исследованиями в области психологии труда и рекламы. Его работа «Психология и экономическая жизнь» {1912) была переведена на русский язык.
В США отцом экономической психологии считается Джордж Катона, который первый начат систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем в сотрудничестве с группой экономистов и социологов. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). Его первое исследование «Контроль цен и бизнеса» (1945) содержит обзор тщательно выполненных интервью с представителями делового мира. В книге содержится интересная дискуссия «Интервьюирование как инструмент экономической психологии», которая значительно способствовала более широкому использованию метода интервью экономистами в системных экономических исследованиях. Несколько лет спустя Катона представил первый обзор покупателей, который включат в себя анализ результатов серии стандартизированных интервью с покупателями, выполненных на представи-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________297
тельных выборках (1951). Результаты исследований, проведенных Катоной, показали, что поведение покупателя как совокупность реакций на экономические стимулы можно достаточно точно описать и прогнозировать, используя результаты регулярных исследований покупательских установок в сочетании со статистическим анализом соответствующих экономических данных.
В наиболее полном объеме его теоретические представления о соотношении психологии и экономики описаны в книге «Психологическая экономика» (1975) Главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит, по мнению Дж. Като-ны, в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения и выборы. Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения Дж. Катона предложил обшую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения (см. рис 4), которая несмотря на всю ее упрошенность и явный бихевиористический крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий на экономическое поведение.
Исследования установок в среде потребления и бизнеса, начатые Дж. Катона, быиро распространились во всех странах мира. Начиная с 70-х годов обзоры таких данных (опросов) собираются во всех странах ЕЭС. В них дается анализ ожиданий в среде бизнеса и потребления в отношении будущих экономических условий жизни в масштабах государства или индивидуального хозяйства, представляющий большую ценность в плане подготовки краткосрочных прогнозов потребительской и деловой активности
Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годов, когда ведущие исследователи (в первую очередь западноевропейские), занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии Основной задачей этой организации является оказание помощи исследователям путем организации конференций, школ совместного обучения, издания «Журнала экономической психологии»
Некоторые особенности развития экономической психологии в России. Среди отечественных мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности уделяли С.Н. 5yi-гаков (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), П Н. Савицкий (1895-
298____________________________________________________Глава?
Объективное окружение |
| Психические процессы |
| Экономическое поведение |
|
|
Рис 4 Базовая модель экономического поведения Дж Катоны Психология Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000 Рис. 29-2 С 489
1965), А.В Чаянов. Характерной особенностью российских работ является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам феномена хозяйствования: проблемам обшения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в хозяйственной деятельности. Так П.Н. Савицкий рассматривает предпринимательство не только как хозяйственно-экономическую, но и как особую духовно-экономическую деятельность. Хозяйское отношение включает в себя, по мнению автора, не только стремление к получению наибольшего дохода, но и стремление к сохранению и расширению удовлетворенности работающих в хозяйстве людей. В теории трудового крестьянского хозяйства А, В. Чаянов разрабатывает принцип предельной полезности применительно к анализу хозяйственной деятельности. Субъективная опенка ценности результатов хозяйственной деятельности определяется человеком как соотношение тягостности последних, предельных единиц труда, затрачиваемого для увеличения объема производимой продукции, и предельной полезности, определяемой степенью удовлетворения потребностей субъекта в материальных благах, которая понижается по мере роста объема ценностей, поступающих в обладание субъекта хозяйствования. В теории А.В. Чаянова человек одновременно выступает субъектом и производства, и потребления как основных сторон хозяйственной деятельности. Причем в качестве субъекта хозяйствования рассматривается не только отдельный индивид, но и группа {семья, кооператив).
Большое число исследований а дореволюционной России было посвящено таким интересным социально-психологическим феноменам как предпринимательские общности. В обзоре этих работ Е.В. Шорохова отмечает, что в основе создания таких хозяйственных общностей, как товарищества и артели, наряду с чисто хозяйственными целями немаловажное значение имело и общение, объединение людей в группы на основе взаимопомощи, доверия и взаимной ответственности. Однако с развитием капиталистических отношений все большее распространение получали акционерные общества, для которых характерно четкое ограниче-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________299
ние имущественного участия и ответственности индивидов в совместном предприятии (Е В Шорохова, 1999)
В зарубежной экономической психологии центральным направлением эмпирических исследовании является изучение поведения потребителем Это обусловлено и практической востребованностью таких исследовании для научного обеспечения решения задач рекламы и маркетинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом потребителей Для развития отечественной экономической психологии характерен изначально более высокий интерес к сфере производства материадьных и духовных благ {и в меньшей степени — и\ обмена и распределения), чем потребления Это также связано и с традициями развития отечественной науки, и с практикой общественной жизни и исходящими от нее запросами. С одной стороны, к моменту оформления экономической психологии в России в самостоятельную отрасль знания в отечественной науке уже был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал, связанный с исследованием психологических закономерностей поведения и взаимодействия людей именно в сфере производства (психологические исследования трудовой и профессиональной деятельности, совместной деятельности, трудовых коллективов, управления и руководства) С другой стороны, изучение потребительского поведения в отечественной науке традиционно осуществлялось в рамках относительно независимо сформировавшихся научных направлений психологии торговли и психологии рекламы Интеграция этих направлений — неизбежный этап становления экономической психологии.
Сравнивая особенности развития экономической психологии в России и странах с развитой рыночной экономикой, нельзя не отметить еше одну особенность в постановке проблем и направлении эмпирических исследований Для зарубежной, в первую очередь западной, экономической психологии характерно акцентированное внимание к процессам принятия экономических решений, экономического поведения и взаимодействия партнеров в условиях торговых переговоров и сделок. При этом активно используется моделирование экономических процессов в условиях лабораторных экспериментов с деньгами Не умаляя важности подобных исследований для получения строго фиксируемых эмпирических данных и анализа взаимосвязей между изучаемыми переменными, следует подчерки!ть принципиальную ограниченность возможностей аабораторного эксперимента для изучения реальной экономи-
300_________________________________________________Глава 7
ческой жизни и социальной обусловленности психологических особенностей хозяйствующих субъектов. Эта тенденция отражает избегание нашими зарубежными коллегами собственно социальных сторон и проблем экономической жизни, отношений собственности (этой святая святых буржуазного общества), бедности и богатства, отношений между предпринимательством и наемным трудом, безработицы. Для отечественной экономической психологии, напротив, характерно пристальное внимание именно к этим узловым социальным проблемам экономической жизнедеятельности. Проведение эмпирических исследований по этим направлениям предполагает изучение сознания и поведения представителей различных социально-экономических групп в естественных условиях их жизнедеятельности. При этом очень важно не ограничиваться анализом только субъективных представлений и мнений, выявляемых с помощью опросных методов, но изучать их во взаимосвязи с особенностями реального экономического поведения в конкретных социально-экономических условиях. И здесь очень перспективным представляется использование стратегии естественного эксперимента, когда социально-психологические феномены, связанные с особенностями субъективного отражения экономических условий жизнедеятельности объектов и регуляцией их экономического поведения, исследуются в условиях радикальных социально-экономических изменении.
Предмет и задачи экономической психологии
Если принять в качестве исходного положение о том. что экономическая психология это отрасль психологической науки, то уточнение феноменологии, подлежащей ее изучению, ее предмета и методов должно проходить как конкретизация данных признаков психологической науки. Гораздо сложнее решить вопрос с определением «экономическая*, «экономика». С одной стороны о>ю имеет гносеологический смысл, производный от определения экономики как научной дисциплины. И в этом смысле в качестве оснований для построения экономической психологии можно рассматривать различные связи между двумя самостоятельными науками: экономикой и психологией. Именно такой подход характерен для ряда экономических теорий, привлекающих отдельные психологические категории и теории для анализа экономических явлений (см., например, М.К Бункина, В.А.Семенов, 1998), или для психологических теорий, активно использующих экономические понятия (например, теория обмена Дж. Хоманса). С другой стороны,
Некоторые отрасли социальной психологии 301
термин «экономика» имеет онтологический смысл и используется для определения некой реальности, сферы человеческого бытия, социальной жизнедеятельности. И в этом случае экономику как сферу жизнедеятельности, а также отдельные экономические явления можно рассматривать в качестве объектов психологического исследования. Первое, с чем мы сталкиваемся здесь, это многообразие явлений, определяемых в качестве экономических, их представлен ность на разных уровнях жизни общества.
В наиболее общем виде экономическая, или хозяйственная, жизнедеятельность определяется самими экономистами как система социальных процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также тех связей и отношений, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности. В качестве субъектов хозяйствования в экономике традиционно рассматриваются и отдельные индивиды, и малые группы (семья, фирма), и большие социальные общности (организация, этнос, государство). При этом экономическая жизнедеятельность рассматривается как относительно самостоятельная сфера человеческой, социальной жизнедеятельности. Неизбежным следствием такого подхода является абстрагирование экономической жизнедеятельности от других сфер жизнедеятельности, экономического поведения и взаимодействия от других его видов. Собственно социальные (неэкономические) и в том числе социально-психологические феномены рассматриваются как факторы, влияющие на экономическое поведение и взаимодействие.
Но возможна и другая постановка проблемы, идущая от психологии, от изучения человеческой жизнедеятельности (не только экономической), от традиционных для психологической науки проблем, явлений, от ее предмета. В этом случае вопрос ставится так: в какой степени и каким образом человеческая психика, поведение и взаимодействие между людьми определяются экономическими факторами. Как влияют экономические условия жизнедеятельности на формирование личностных особенностей, на характер взаимоотношении между людьми и т.д. При этом экономические явления рассматриваются как внешние факторы, как среда, условия жизнедеятельности субъектов. Правомерны оба подхода к изучению взаимосвязи экономических и психологических феноменов. Выбор одного из них будет зависеть от постановки конкретной исследовательской задачи: изучаем ли мы влияние экономических факторов на психические явления и поведение субъектов или нас интересует влияние социально-психологических факторов на экономическое поведение
302_________________________________________________Глава 7
и экономические отношения. В любом случае экономическое поведение субъекта любого уровня и масштаба «встроено» в более общий процесс его социальной жизнедеятельности.
Если рассматривать экономику как сферу общественной жизни, экономические отношения как одну и i важнейших форм социальных отношений и экономическую активность и взаимодействие как вид социального поведения и взаимодействия, со всей очевидностью становится ясно, что экономическая психология в значительной степени является (или должна являться) отраслью социальной психологии. Поэтому основания для определения предмета, объектов, структуры и содержания основных задач экономической психологии можно и нужно искать прежде всего в системе социально-психологического знания. В таком случае неизбежно встает и вопрос о связи экономической психологии не только с экономической и психологической науками, но и с социологией (прежде всего — с экономической социологией), и вопрос об определении специфического круга объектов и явлений, исследуемых экономической психологией как отраслью социальной психологии.
Исключительное многообразие сфер и проявлений экономической жизнедеятельности делает весьма актуальной задачу их структурирования для обеспечения полноты охната феноменологического поля экономической психологии. Такое структурирование может проводиться по разным основаниям. Например, авторы «Руководства по экономической психологии» выделяют в качестве основных сфер экономической жизни потребительский рынок, сферу бизнеса и отношения «гражданин — общество*. В экономической социологии в качестве основания выделяются различные виды экономического поведения (Верховин В.И., 1998). В самой экономической науке традиционным является разделение макроэкономических и микроэкономических явлений. Наконец, в социальной психологии в качестве основных объектов эмпирических исследований (и соответствующих разделов этой отрасли знания) выделяются личность, малые и большие группы, а также взаимодействие (общение и отношения) между индивидуальными и групповыми субъектами.
Если рассматривать в качестве основания для построения системы экономической психологин экономику как сферу общественной жизни, она представляет собой совокупность социальных процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, осуществляемых экономическими субъектами, в качестве которых могут выступать отдельные индивиды, малые и большие социальные группы, об-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________303
щесгво в целом Экономические процессы реализуются в актах
жизнедеятельности и поведения конкретных субъектов, их взаимодействия и взаимоотношений, которые, в свою очередь, регулируются психическими явлениями, эти процессы отражаются в психике, внутреннем мире и сознании экономических субъектов.
Основаниями построения системы экономической психологии и определения круга ее основных проблем может выступать выделение основных сфер экономической жизнедеятельности и соответствующих им видов экономического поведения индивидуальных и групповых субъектов (производственное, предпринимательское, потребительское, сберегающее). В таком случае в наиболее обшем виде следует выделять: макроэкономическую психологию, где представлены экономические субъекты такого масштаба, как государства, большие социальные группы и такие макроэкономические явления как экономическая поли гика, экономическое благосостояние страны и т.д В центре внимания здесь оказывается сфера экономических отношений индивида и общества, а в качестве специальных проблем исследования выступают психологические механизмы экономического поведения граждан по отношению к экономической политике государства, психологические проблемы отношений собственности, инфляции, безработицы, теневой экономики, богатства и бедности и т.д.
На мезоэкономическом уровне анализа в качестве экономических субъектов можно рассматривать отдельные предприятия и фирмы, население конкретных регионов с присущими им соии-ально-психологическими особенностями. В качестве относительно самостоятельной здесь выделяется сфера бизнеса, где центральное место занимают исследования различных видов деловой активности субъектов, наемного труда и предпринимательства.
Наконец, на микроэкономическом уровне анализа субъектами экономической активности выступают отдельные индивиды и малые группы. Важным объектом эмпирических исследований на этом уровне выступает семья и экономическое поведение в быту. В центре внимания здесь оказываются проблемы потребительского и сберегающего поведения граждан, принятие решений в сфере семейного бюджета, а гакже проблема экономической социализации детей в семье. Относительно самостоятельным направлением эмпирических исследований на этом уровне выступает изучение психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений продавцов и покупателей в процессе купли-продажи.
Различия в подходах экономики и психологии носят принципи-
304 Глава 7
альный характер. Подход, идущий от экономики, изначально рассматривает экономическое поведение как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. Главной задачей экономики и является изучение законов ведения более эффективного хозяйствования. Подобно тому, как логика изучает законы и правила, по которым должно осуществляться мышление, подобно тому, как этика изучает законы и правила, по которым должно строиться нравственное поведение человека, экономика изучает законы и правила, по которым должна строиться рациональная хозяйственная деятельность, т.е. это наука о должном. Сам человек, в том числе его психологические особенности, интересуют экономиста в первую очередь как факторы экономического поведения и экономических отношений, которые влияют на экономическое поведение, нарушая его постулируемую экономическую целесообразность и рациональность. Подход, идущий от психологии, рассматривает экономическое поведение как частный элемент человеческой жизни, далеко не единственный и не всегда самый главный. Психолога скорее может заинтересовать вопрос о гом, а почему иногда человек ведет себя экономически целесообразно и рационально, а не в соответствии со своей человеческой природой, как проявляются индивидуальные психологические особенности людей в их реальном экономическом поведении, как влияют экономические условия на психологические особенности людей, взаимоотношения между ними
Подход экономики к психологии утилитарен, он определяется тем, что она (психология) может дать полезного для повышения успешности экономической деятельности Подход психологии к экономике гуманистичен, ее (психологию) интересует, каково человеку в хозяйственной деятельности, что он чувствует, будучи включен в нее, что с ним происходит в процессе осуществления хозяйственной деятельное ги. Что может дать хозяйственная деятельность для развития человека (или чего может лишить). Для экономиста нерациональное поведение — артефакт, для психолога оно — норма. Его интересует, каким образом в конечном счете люди умудряются связать концы с концами и успешно вести хозяйство. Завершаем теоретический анализ развернутым определением предмета и задач экономической психологии, ее структуры и места в системе наук.
Экономическая психология — комплексная прикладная отрасль психологической науки, интенсивно развивающаяся в последние годы. Предметом экономической психологии являются психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с
Некоторые отрасли социальной психологии_______________________305
производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в регуляции экономического поведения. Социально-психологический анализ экономических явлений может проводиться на разных уровнях, макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом. В качестве субъектов экономического поведения могут выступать индивиды, большие и малые группы. По своему статусу экономическая психология является смежной научной дисциплиной (или междисциплинарной отраслью знания), объединяющей теоретические положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в экономике. Экономическая психология тесно связана с экономической социологией и имеет во многом общее предметное поле и сходную структуру. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемыми неосознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и регуляцией его экономического поведения.
Экономическая психология самым тесным образом связана с рядом отраслей психологической науки. На стыке с психологией личности и психологией индивидуальных различий исследуется влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенности экономического поведения субъектов, на стыке с психологией труда, организационной психологией и психологией управления наиболее важными проблемами выступают: исследования мотивации трудовой деятельности и поведения человека в организации, удовлетворенности трудом и социально-психологических факторов повышения производительности труда и эффективности работы организаций, на стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых, на стыке с этнической психологией исследуются этнокультурные и этнопсихологические особенности экономического сознания и поведения
Основные методологические принципы экономической психологии являются конкретизацией принципов научной психологии применительно к особенностям ее предмета:
• принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеистори-ческими, психологические особенности экономического по-
306_______________________________________________Глава?
ведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности;
• принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми) Основными признаками субъектности являются: активность, сознательность действия, целостность и избирательность,
• принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов, предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречия между экономическим поведением субъекта и его осознанием;
• принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;
• принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь разви гия теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни, предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества.
В качестве методов исследования в экономической психологии можно выделить два основных: лабораторные эксперименты (различные экономические игры) и полевые исследования, проводимые в естественных условиях В прикладной области экономической психологии также существуют два главных направления: консультирование фирм и отдельных клиентов по конкретным проблемам и обучение и подготовка руководителей и специалистов в области экономической психологии. В качестве самостоятельного направления практической психологии активно
и
I
Некоторые отрасли социальной психологии______________________307
формируется психология бизнеса, в рамках которой практические психологи отрабатывают методы и технологии практической работы в этой области.
Некоторые направления исследований. Значительная часть исследований, относимых в настоящее время к области экономической психологии, изначально развивалась в русле организационной психологии или психологии управления. Это в первую очередь многочисленные исследования, связанные с изучением влияния «человеческого фактора» или «человеческих отношений* на экономическую эффективность функционирования организаций. Ведущие представители этого направления, разрабатывающие психологические аспекты экономики как в России (А.И.Китов, 1983, 1987, В.Д.Попов. 1989), так и в других странах (П. Альбо, 1984, Д. Антонидес, 1991, X. Лей-бенштейн, П.Рейно, 1981) включают психологические исследования деятельности организаций 8 область экономической психологии.
В качестве относительно самостоятельных направлений в экономической психологии традиционно выделяются эмпирические исследования: отношения представителей различных социальных групп к деньгам и особенностей «денежного поведения* (Ямаучи и Темплер, 1982, А. Фенэм, 1995); сберегающего поведения (Д. Ван Вельдховен, Г. Грюнланд, 1993), отношения к долгам и кредитам (С. Ли, 1987), психологии предпринимательства (К.Грей, 1997). В последние годы все большее внимание исследователей в области экономической психологии привлекают психологические проблемы, связанные с налоговой политикой государств, проблемы безра-ботицы, инфляции, богатства и бедности (К.Э.Вернерид. Г.Ван Вельдховен и Ф.Ван Райя, 1988). Специальные исследования были выполнены в связи с анализом экономике-психологических проблем борьбы с загрязнением окружающей среды и сбережения энергии (Ли С, Вебли П., Янг В., 1992).
В отечественной психологии в качестве самостоятельного направления сформировалась социальная психология торговли (Э.ЭЛинчевекий, 1981). В последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы (А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков, 1995). Проводятся исследования психологических проблем российского предпринимательства (В.А.Бодров, ред. 1995, А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1995, «Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства», i999). Особое внимание уделяется исследованию социально-психологических проблем экономических изменений в российском обществе (А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова 1996. 1997, 1998, 1999), экономико-психо-
308_________________________________________________Глава 7
логической адаптации российского населения к рынку (О.С. Дей-нека, 1999), экономической деприваиии (К. Муздыбаев, 1997).
Некоторые результаты исследований. В серии исследований, выполненных В.П.Позняковым в 1987 — 1995 гг. на предприятиях агропромышленного комплекса ряда областей центральной России, изучалась динамика социально-психологических явлений в условиях изменения отношений собственности. Исследование динамики внутри групповых и межгрупповых отношений в производственной организации в условиях перехода на арендный подряд (В.П.Позняков, 1997) показало, что она складывается как сочетание процессов межгрупповой дифференциации и внутригрупловой интеграции, связанных с выделением и обособлением первичных трудовых коллективов, выступающих субъектами групповой собственности и совместной экономической деятельности. Полученные результаты свидетельствуют об индивидуальном своеобразии преломления новых производственно-экономических отношений в психологии различных коллективов, связанном с повышением роли социально-психологических факторов (отношения к собственности, к совместному труду, взаимоотношения в коллективе). Совместная групповая собственность на средства производства сама по себе не является достаточным условием психологической интеграции коллектива. Напротив, в сложных, напряженных условиях она может выступать фактором противоречий и конфликтов как внутри первичных коллективов, так и между ними.
Целью дальнейших исследований (В.П.Позняков, 2000) было изучение социально психологических факторов межгрупповой дифференциации в сельских общностях, связанной с выбором (предпочтением) форм собственности и хозяйственной деятельности. В частности исследовалось отношение сельских жителей к разделу земли и имущества хозяйства на индивидуальные паи, к созданию предприятий с коллективной (акционерной) формой собственности, отношение к предпринимательству (фермерству) и коммерции. Результаты показали значительную дифференциацию опрошенных по этим параметрам. При этом выбор (предпочтение) той или иной формы собственности оказались тесно связаны с психологическими особенностями опрошенных. В целом можно отметить, что сторонников раздела земли и имущества на паи характеризуют такие психологические особенности, как более оптимистичная оценка и прогноз изменения жизненного уровня семьи, более высокий уровень притязаний в сфере хозяйственной деятельности, более высокая оценка собственной деловой актив-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________309
ности и прогноз ее повышения в будущем. Сторонников фермерства отличает кроме того более высокая оценка собственных возможностей в повышении успешности своей хозяйственной деятельности, склонность к конкуренции и умеренному риску, ориентация на самостоятельность в хозяйственной деятельности Перечисленные особенности были выделены ранее (А.Л.Журавлев, В П.Позняков, 1993, 1995) в качестве характерных для российских предпринимателей сферы малого и среднего бизнеса, то есть людей, реально сделавших свой выбор формы собственности и хозяйственной деятельности
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в условиях радикальной экономической реформы формируются принципиально различные социально-психологические группы (или социальные типы) людей, характеризующиеся разным отношением к новым формам хозяйственной деятельности Обнаруженные в исследовании различия между представителями групп, различающихся по формам хозяйственной деятельности, свидетельствуют о том, что выявленные социально-психологические феномены выступают факторами регуляции экономического поведения
В серии исследований, выполненных в Институте психологии РАН под руководством А Л Журавлева (1996, 1998, 1999), изучалась динамика социально-психологических феноменов в условиях экономических изменений
Динамика отношения личности к собственности как ценности изучалась на представителях разных социальных групп старших школьников, студентов, учителей, военных офицеров, работников госпредприятий, предпринимателей сферы малого бизнеса и безработных Обнаружена общая тенденция возрастания значимости таких ценностей, как «собственность», «богатство», «материальная обеспеченность», которые составили комплекс «экономических ценностей». Один или несколько элементов этого комплекса входят в пятерку наиболее предпочитаемых ценностей даже у старших школьников. Предприимчивость как ценность-средство стала выделяться значительно чаще, причем в различных социальных группах
Обнаружена динамика значимых критериев сравнения (оценивания) участников совместной трудовой деятельности друг с другом, а именно изменение в соотношении значимости деятель-ностных (трудовых), отношенческих (межличностных) и имущественных (экономических) критериев сравнения. Значимые оценки сместились с трудовых показателей (уровень квалификации, объем и качество произведенной продукции, отношение к труду и
310_________________________________________________Глава 7
др.) на экономические (зарплата, внепроизводственные доходы, пакеты акиии и т.л ).
Выявлена динамика «веса» основных составляющих авторитета руководителей трудовых коллективов, работающих в условиях новых форм собственности. Авторитет как социально-психологический феномен, изучался через социальную перцепцию, оценки и представления участников совместной трудовой деятельности. Обнаружено явное возрастание «удельного веса* экономической компетентности руководителя, пол которой члены трудовой группы понимают прежде всего его способность обеспечивать их материальным (финансовым) доходом. Этой же тенденции соответствуют изменения в социальных ожиданиях исполнителей по отношению к своим руководителям' ведущими становятся не столько организационные, скочько экономические ожидания.
Полученные результаты свидетельствует о том, что динамика социально-психологических феноменов имеет место под влиянием социально-экономических изменений (смены формы собственности) как их следствия или как сопутствующие им социально-психологические процессы. Вместе с тем анализ показал, что социально-психологические феномены изменяются дифференцированно под влиянием социально-экономических условий Причем социально-психологические характеристики разных групп участников совместной трудовой деятельности могут не только не изменяться, но и трансформировать (преломлять) воздействия экономических условий или вообше сводить их влияние к нулю.
Обобщение результатов выполненных исследований позволяет сделать вывод о том, что социально-психологические факторы (феномены) не только выступают следствием экономических изменений в обществе, но сами оказывают воздействие на состояние и динамику социально-экономических условий
В заключение рассмотрим основные направления взаимодействия лсихотогии и экономики и перспективы использования психологической теории и методов в различных сферах экономической жизни. На теоретическом уровне это взаимодействие связано с формированием экономической психологии как комплексной отрасли психологической науки На эмпирическом уровне приоритетной задачей деятельности психологов является проведение лабораторных и полевых эмпирических исследовании, изучение закономерностей экономического поведения, поиск научных фактов, построение и проверка теоретических 1ипотез И здесь провести грань между методами социальной и экономической психоло-
Некоторые отрасли социальной психологии______________________ЗИ.
гии практически невозможно. На практическом уровне взаимодействие экономики и психологии связано с активным становлением практической экономической психологии как сферы деятельности психологов, связанной с оказанием помощи при решении психологических проблем, возникающих у экономических субъектов* отдельных индивидов, социальных групп и организаций В сфере экономики круг таких проблем чрезвычайно широк, от индивидуального консультирования представителей различных социальных групп (менеджеров, предпринимателей, безработных, потребителей, вкладчиков, налогоплательщиков и т д ) до выработки государственной экономической политики с учетом практических рекомендаций социальных психологов Злесь вклад психологической науки связан с применением уже накопленных знаний и методов для решения практических задач Наконец, еще одно перспективное направление взаимосвязи психологии и экономики связано с психологическим образованием и психолошческой подготовкой специалистов, работающих в сфере экономики
Вопросы для контроля
L Назовите основные сферы экономической жизнедеятельности
2 Определите предмет экономической психологии н ее основные задачи.
3 Расскажите об особенностях подхода экономики и психслогии к. пониманию экономического понедения
4 Назовите основные HeinpaBiciimi эмпирических исследований в o6ia-
СГИ ЭОНОМИЧесКОЙ ПСИХО ЮГИН
5 Приведите примеры использования психологической теории и понятии и экономике и экономических — в пепхо югии
6 Расскажите об основных этапах становления экономической психологии.
7 Назовите преимущества и недостатки эксперимента и потевых эмпирических исследований в экономической психологии.
S OxjptiKTepujy.iTC место экономической психологии в системе современного научного знания
9 Назовите и раскройте основные методологические принципы экономическом психочогии
10 Расскажите об исследовании динамики социально-психологических имений в условия* ьиченсиии форм собственности
Практические задания
1 Проанализируете свое экономическое поведение & течение дня
2 Приведите примеры нерациональною с экономической точки прения поведения таите психологический анлгни этич поступков
3 Сформулируйте своп пред тоже ния по практическому применению психологических зтнип и методов в рлхшчныч ctpepjx экономической жизнедеятельности
312____________________________________________________Глава?
Литература
1. Автономов В С Человек в зеркале экономической теории. М Наука, 1993.
2. Андреева Н.А. Экономическая психология М., 2000
3. Бодриияр Ж. Система вещей М , 1995
4. Бункина М К , Семенов В.А. Экономика и психология На перекрестке наук. М , 1998,
5 Верховин В,И. Экономическая социология. М , J99H
6. Дейнска О.С. Экономическая пенхоло ня. СПб., 1999
7. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Отв ред АЛ.Журавлев М.: ИП РАН, 1996
8 Диттмар X. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. №9. С. 25-36
9. Дробышеш Т.В. Изменение субъективной семантики социально-экономических понятий у летей // Социальная психология экономического поведения /Отв. ред. А.Л. Жураалев, Е. В. Шорохова. М.: «Наука», 1999.
10. Журавлев А Л. Психология совместной деятельности в условиях ортни-защюнио-экономических изменений. Дисс. д-ра психол. наук М., 1999.
П. ЖуравдсвАЛ., Позняков В.П Социально-психологическиетрудности развития малого бизнеса в России // Психол журк Т 14.1993 Nq 6 С. 23-34
!2. Журавлев А.Л.. Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М ' ИЛ РАН, 1995.
13. Китов А.И. Введение в экономическую психолО1ию. М.: АНХ, I9S3.
14. Китов А.И. Экономическая психология М.: Экономика 19S7.
15. Лебедев А Н., Боковиков А К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М , 1995
J 6. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Всблена в теории покупательского спроса //Теория потребительского поведения и спроса /Под ред В М. Гальперина СПб., 1993
17. Линчевский Э.Э Социальная психология торговли. М: Экономика, 1981.
18. Лунт П Психологические подлоды к потреблению, вчера, сегодня, завтра// Иностранная психология. 1997. №9. С, 8-16.
19. Малахов С.В Основы экономической психологии. М, 1992.
20. Муздыбаев К, Экономическая депривапия, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997.
21 Позняков В П Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М ИП РАН, 1997. С 91-103
22. Позняков В.П. Межгрупповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм собственности //Псичол жури. Т 18 1997 N5. С 62-73.
23. Позняков В П Деловая активность личности и выбор формы собственности // Психол. обозр. 1997. № 5.
24. Позняков В.П Психологические отношения и деловая активность субъектов jKOHO.MHHecKOii деятельности в условиях разных форм собственности//Психол журн.Т.21 2000 №6 С. 38-50.
25. Позняков В П Психологические отношения слбъектов экономической деятельности.М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000.
Некоторые отрасли социальной психологии_______________________ЗЦ
26. Позняков В.ГТ , Познякова Е В. Исследование сберегающего поведения жителей Москвы //Социально-психологическая динамика в условия* экономических изменений / Отв ред А.Л. Журанлсв и Е.В Шо-рохова. М.,ИПРАН, 1998.
27 Позняков В.П. Экономическая психология // Современная психология /Под ред ВН Дружинина М,: Инфра-М, 1999. С 566-571.
2К. Попов В.Д. Психология и экономика. Социально-психологические очерки. М ' Сов. Россия, 1989. ЗО4с.
29. Радаев В.В. Экономическая социология Курс лекций М.: Аспект пресс , 2000. 368 с
30. Ростовский В П. Социально-психологические проблемы безработицы // Социальная психология экономического поведения / Огв. ред. А.Л. Журавлев, Е В Шорохова М «Наука», 1999.
31. Соколинский В.М. Психологические основы экономики М., 1999.
32. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова М . Изд-во «Институт психологии РАН», 199S
33 Социатьная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.
34. Тугарева Е.В. Введение и экономическую психологию// Психология. Учебник для экономических h>зов / Под ред В.Н. Дружинина. М., 2000. С. 482-515
35. Фоксал Г. О природе торгующей фирмы // Иностранная психология. 1997. №9. С. 17-24.
36. Фоломеева Т.В , Цехоня О.С Проективные тесты в исследовании потребительского поведения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1977. №4
37. Энджел Д., Блекуэлл Р., Миниарл П Поведение потребителей. СПб., 1999
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование