7.4.2. Основные направления исследований психологии
предпринимательства
Начиная с работ Й. Шумпетера в экономической ли герагуре делаются попытки определения предпринимателя не просто как субъекта особого вида экономической деятельности, но как человека особого психологического типа, отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой км экономической функции. Эта идея послужила мошным толчком к проведению психологических исследований, основной целью которых явился поиск тех специфических качеств, которые побуждают человека к предпринимательской деятельности и обеспечивают эффективное выполнение предпринимательских функций.
Исследования мотивации предпринимательской деятельности. Американский психолог Д Макклеланд, развивая теоретические идеи и эмпирические подходы исследований мотивации достижениях. Мюррея, провел серию экспериментов, объектами которых выступали как студенты учебных заведений, так и предприниматели. Этот опыт, описанный в его книге «Общество достижения» (1961), явился одной из первых серьезных попыток использования теории и методов психологической науки при анализе и решении проблем экономического развития.
Основная идея Д Макклеланда заключалась в том, что отличительной психологической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения, которую он определял как соревнование с некими существующими стандартами. Мотивация достижения проявляется при следующих условиях.
• ситуация поведения индивида характеризуется наличием определенных стандартов, по которым оценивается успешность или неуспешность решения индивидом поставленных задач;
338_________________________________________________Глава 7
* индивид рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своего поведения;
• достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но связано с определенным уровнем риска.
Для оценки выраженности мотивации достижения Д Маккле-ланд использовал ТАТ (тематический апперцепционный тест) — проективную методику, разработанную американским психологом X. Мюрреем и модифицированную впоследствии немецким психологом X. Хекхаузеном. Испытуемым предъявлялись картинки с достаточно неопределенными изображениями, допускающими различную интерпретацию, и предлагалось сочинить по каждой картинке рассказ о том, что происходит на предъявленной картинке, чго привело к возникновению изображенной ситуации, что может произойти в будущем, о чем думают и что переживают изображенные лица. С помощью специально разработанных ключеиых категории экспериментаторы анализировали содержание рассказов, фиксируя частоту тех, которые свидетельствуют о проявлении мотивации достижения успеха. Получаемый в результате индекс (п Ach — от англ. achievement — достижение) служил количественной оценкой степени выраженности мотива. В результате длительной серии лабораторных экспериментов Д. Макклеланд и его сотрудники (Р. Аткинсон, В. Винтер) пришли к выводу о том, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения вели себя как успешные, рациональные предприниматели. Они устанавливали для себя средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении. Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложны\* и очень простым задачам; интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах; проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу о том, что предприниматели (люди, достигшие успехов в бизнесе) имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессиона-лы-не-предприниматели Результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде стран, подтвердили это предположение.
Некоторые отрасли социальной психологии_____________________339
В более поздних исследованиях мотивации (Р. Аткинсон, X. Хек-хаузен) стали различать мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Для людей, мотивированных на достижение успеха, характерны, четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. Они предпочитают задачи средней трудности, а при неудачах мобилизуют свои силы и повышают активность. Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в своих возможностях, тревогу в ожидании возможной неудачи. Они нередко характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), поэтому склонны выбирать или очень легкие, или очень трудные задачи. Успех повышает их активность, однако неудачи приводят к еще более резкому ее снижению. Индивидуальные особенности мотивации личности определяются сочетанием в разной степени выраженности того и другого типа мотивации. По мнению многих исследователей отличительной особенностью успешных предпринимателей является выраженное преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач. Практика психологического консультирования показывает, что с помощью специальных упражнений можно корректировать индивидуальные особенности мотивации человека, повышая его уверенность в себе и направленность на достижение успеха.
Локус контроля. Дж. Роттер предложил различать людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля за собственным поведением и значимыми для них событиями. Люди с преобладанием внешнего (экстернального) локуса контроля — экстерналы, склонны считагь, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами (благоприя гностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т.д ) Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами. Люди с преобладанием внутреннего (интернального) докуса контроля — интерналы, напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи. Оценивая уровень экстернальности—интернальности с помощью специально разработанного опросника, Д. Роттер и другие исследова гели показали, что преобладание экстернального локуса контроля чаще сочетается с такими качествами, как конформность, т.е. уступчивое, за-
340____________________________________________________Гиава7
висимое поведение, неуверенность в себе, тревожность Люди с преобладанием интернальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение. |. Результаты исследований подтвердили также связь интернально-
|сти с мотивацией достижения успеха Эти данные легли в основу гипотезы о том, что предприниматели характеризуются более высоким уровнем интернальности, чем профессионалы-непредприниматели, "|! """ например, менеджеры Результаты ряда эмпирических исследований
(Р Брокхаус, М Кете де Врис, Д. Миллер и др) подтвердили эту гипотезу. Они показали также, что менеджеры с более высокими оценками интернальности проявляют более высокую маркетинговую активность и более склонны к нововведениям в управлении производством.
Отношение к риску в предпринимательской деятельности. Экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является одной из отличительных особенностей предпринимательском деятельности, поэтому изучению отношения предпринимателей к риску посвящено значительное число психологических исследований Для изучения отношения предприниматели к риску Р Брокхауз (1982) использовал методику Когана-Уоллача В ней испытуемым предлагался ряд ситуации, в которых они допжны были сделать выбор между более безопасными (менее рискованными), но и менее привлекательными и более рискованными, но и более привлекательными альтернативами. Например, предлагалось определить, при какой вероятности сохранения финансовой устойчивости компании (шкала вероятности варьирует от 1 до 9 из 10) испытуемый рекомендовал бы некому лицу наниматься на работу. На основании полученных данных Р. Брокхауз сделал вывод о том, что более успешные предприниматели характеризуются предпочтением умеренного риска В сравнительном исследовании менеджеров и предпринимателей (руководителей — собственников фирм) он обнаружил отсутствие значимых различий между ними по отношению к риску Однако в сравнении со средними (нормативными) значениями обе группы показали более высокую склонность к риску Анализируя результаты этого и других исследовании отношения предпринимателей к риску, К. -Э. Вернерид (1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами, т.е. предпринимателями Эта субъективная оценка во
Некоторые отрасли социальной психологии_______________________341
многом зависит от их субъективной оценки благоприятности условий и собственных возможностей достижения успеха. При высокой оценке собственных способностей и усилий предприниматель может субъективно оценивать ситуацию для себя как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю или исследователю. Научный анализ феномена предпринимательства и его психологических особенностей развивается, как развивается и само предпринимательство. В последние годы осмысление этого феномена становится все более актуальным и для отечественной на\ки
7.4,3. Социально-психологический анализ становления нового российского предпринимательства
В современном российском обществе в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется такими терминами, как деловые люди, бизнесмены, предприниматели. Активность представителей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Поэтому российские предприниматели сегодня являются объектом серьезного психологического анализа. Целью исследований, проведенных в Институте психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева и В П. Познякова, было изучение психологических отношений российских предпринимателей в сфере деловой активности, т.е совокупности эмоционально окрашенных представлений и опенок различных явлений, связанных с предпринимательской деятельностью. В своем исследовании авторы исходили из общего предположения о том, что на развитие и успешность предпринимательской деятельности оказывают влияние как внешние социально-экономические условия, так и собственные возможности предпринимателей в развитии своего бизнеса В частности исследовались особенности представлений (и связанных с ними эмоциональных оценок) субъектов о своей экономической деятельности (уровень и направленность деловой активности, ее успешность и удовлетворенность достигнутыми результатами), о ее внешних условиях (экономическая ситуация в стране и регионе, экономическая политика государства), о характере отношений предпринимателей с представителями государственных органов и другими социальными группами и о самих себе как субъектах деловой активности. Исследовались такие социально-психологические феномены как мотивы, цели и ценности в сфере экономической деятельности, уровень притязании и оценка собственных возможностей в
342_________________________________________________Глава?
достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности.
Объектом эмпирических исследований выступали российские предприниматели сферы малого и среднего бизнеса, представители различных регионов России и разных сфер бизнеса. Основным методом исследования выступало стандартизированное интервью. Начиная с 1992 года по единой программе к настоящему времени выполнено 4 сопоставимых среза с интервалом в 2 года. Кроме того, в 1997 г. по данной программе проведено исследование социально-психологических особенностей становления российского предпринимательства с учетом региональной специфики. К настоящему времени опрошено свыше 500 респондентов.
Оценка благоприятности экономических условий предпринимательской деятельности. В целом на основе полученных эмпирических данных можно сделать вывод о том, что существуют как сходные черты, так и особенности психологических отношений к предпринимательской деятельности у предпринимателей, осуществляющих свой бизнес в столице и в других регионах России. Оценка благоприятности экономических условий для осуществления предпринимательской деятельности проводилась по 7-балльной шкале. Во всех выборках оценки получены ниже средних, а это значит, что условия оцениваются как неблагоприятные. Вместе с тем по этому вопросу обнаружены достоверные различия на 5% уровне. Предприниматели из городов Центральной России оценивают экономические условия для развития предпринимательской деятельности как еще менее благоприятные, чем москвичи. Они чаще испытывают на себе противодействия в работе со стороны государственных и местных органов власти, местного населения. У них сильнее выражена зависимость от государственных и местных органов власти.
По результатам факторного анализа оценки благоприятности экономических условий для ведения предпринимательской деятельности выделились в самостоятельный фактор, куда вошли ретроспективные оценки изменения условии предпринимательской деятельности за прошедший год и прогноз их изменения в будущем году, а также оценки материального уровня семьи в настоящее время. При этом оценки, характеризующие самого предпринимателя как субъекта деловой активности {оценка собственных возможностей в повышении успеха своего бизнеса, своей конкурентоспособности и успешности предпринимательской деятельности), вошли в другой фактор. Эти данные можно интерпретировать как свидетельство относительной автономности, независимости оце-
Некоторые отрасли социальной психологии ______________________343
нок деловой активности предпринимателей от оценок благоприятности внешних условий их экономической деятельности.
Результаты корреляционного анализа показали наличие значимой (на уровне р=0,01) связи оценок благоприятности социально-экономических условий для развития бизнеса и оценок зависимости развития бизнеса от этого фактора. Чем более низко оценивают предприниматели зависимость развития своего бизнеса от социально-экономических условий, тем в большей степени они оценивают эти условия как благоприятные. Сходные тенденции обнаружились и при анализе взаимосвязей оценок отношения местных органов власти и местного населения к предпринимателям. Чем более слабой считают предприниматели зависимость развития своего бизнеса от влияния этих факторов, тем более благоприятными они оценивают условия своей деловой активности. Подавляющее большинство предпринимателей обеих выборок считают, что в сложившихся социально-экономических условиях развитие их предпринимательской деятельности в большей степени зависит от ж собственных усилий.
Представления предпринимателей о взаимоотношениях с партнерами и представителями государственных структур. Результаты исследования динамики представлений российских предпринимателей о характере взаимоотношений с партнерами показали, что в развигии своего бизнеса предприниматели отмечают серьезные трудности, которые связаны с противодействием и препятствием со стороны государсгвен-ных и местных органов власти. Соответственно, уровень доверия к представителям этих структур невысок и за последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. По результатам исследования обнаружена корреляция оценки степени реального риска в предпринимательской деятельности с оценкой отношения к предпринимателям со стороны государственных органов власти Чем сильнее испытывают предприниматели противодействия и препятствия в работе со стороны государственных структур, тем выше они оценивают степень риска. Эти данные демонстрируют тот факт, что именно государственные органы власти воспринимаются предпринимателями как основной источник риска предпринимательской деятельности,
Степень доверия и надежности партнеров внутри предпринимательской среды оценивается опрошенными значительно выше, чем в их отношениях с представителями государственных органов власти, которые не воспринимаются предпринимателями как партнеры. Предприниматели предпочитают вступать в партнерские отношения со знакомыми и рекомендованными людьми. Партнерские огноше-ния с близкими людьми (друзьями или родственниками) восприни-
344____________________________________________________Глава 7
маются ими как нежелательные. При этом оценка предпринимателями надежности своих партнеров за последние годы повысилась. Чем выше предприниматель оценивает собственные возможности в развитии своего бизнеса, тем позитивнее его представления о взаимоотношениях с партнерами. Порядочность, честность партнера — необходимое качество, при наличии которого на втором месте выступают профессионализм, компетентность, организованность.
Мотивы и ценности российских предпринимателей. Сравнительный 11П11 анализ данных, полученных в ходе четырех последовательных оп-
I ИИ росов, позволяет выявить как общие особенности структуры моти-
вов предпринимательской деятельности, так и особенности ее динамики за последние годы, а также региональные особенности.
Тройку ведущих мотивов выбора предпринимательской деятельности во всех четырех срезах занимают мотивы: достижения самостоятельности и независимости своего бизнеса, возможности реализации своих способностей, материальной обеспеченности. Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени. Вместе с тем обнаружены различия в данных, полученных в разные годы, свидетельствующие об изменениях в структуре мотивации предпринимательства, в 1996 г. наиболее привлекательным мотивом предпринимательской деятельности становится материальная обеспеченность, в 1998г. ее ранг опустился на второе место, но все же оттеснил мотив самореализации.
Возможно, это связано с тем, что материальное благополучие является важным показателем, демонстрирующим окружающим людям, в первую очередь потенциальным партнерам и клиентам предпринимателя, успешность его деятельности, олицетворяет его возможности и высокие деловые качества. Важно и то, что в предпринимательской среде деньги являются прежде всего средством достижения конкретных целей деятельности — создание предприятия, реали-зация новой идеи и т.д. Кроме того, деньги являются инструментом, которым предприниматель манипулирует с целью увеличения прибыли. Увеличение значимости материального фактора можно объяснить и изменившимся отношением обшества к уровню благосостояния, повышением престижности предпринимательской деятельности
При этом у москвичей более сильно выражены мотивы независимости и самореализации, а у предпринимателей из регионов Центральной России более сильно выражен иотъ материальная обеспеченность. Возможно, это объясняется тем, что представители регионального бизнеса оценивают свои уровень материального благосостояния ниже, чем москвичи. Об эгом же косвенно свидетельствуют
Некоторые отрасли социальной психологии______________________345
и различия в структуре ценностных ориентации. Такие ценности, как материальная обеспеченность и богатство, у предпринимателей из городов Центральной России выражены более сильно.
При исследовании ценностных ориентации предпринимателей (с использованием модифицированного варианта методики М Ро-кича) обнаружено, что как для московских, так и для региональных предпринимателей характерна общая структура наиболее предпочитаемых терминальных ценностей. Ими оказались, в порядке предпочтения: здоровье, семья, материальная обеспеченность, уверенность в себе, работа, свобода, друзья, любовь. Внутри этой структуры обнаружены достоверные различия между выборками, на 5%-ном уровне значимости, по ценностям «материальная обеспеченность», «богатство*, «здоровье». Ориентация на эги ценности у предпринимателей из городов Центральной России выражена сильнее. У московских предпринимателей выше ранги ценностей «семья» и «любовь», однако различия между оценками не значимы.
В структуре инструментальных ценностей у представителей сравниваемых выборок обнаружены как сходства, так и различия. Наиболее высокие ранш в обеих выборках получили такие ценности, как «честность» и «независимость* Далее в структуре инструментальных ценностей наблюдаются различия. У москвичей следующей по значимости ценностью является «твердая воля». У предпринимателей из городов Центральной России эта ценность менее значима (различия достоверны на 5%-ном уровне значимости). Среди предпочитаемых предпринимателями ценностей оказались также «эффективность в делах», «предприимчивость», «образованность», «самоконтроль», «ответственность», «терпимость», «жизнерадостность» При этом у московских предпринимателей выше ранги ценностей «эффективность в делах», «самоконтроль» и «терпимость», а у предпринимателей из регионов— «образованность», «ответственность» и «жизнерадостность» (различия значимы на уровне тенденции). Среди ценностей, занимающих сравнительно низкие ранги, обнаружились значимые различия (на уровне p=0.01) по ценностям «широта взглядов» {более значима для москвичей) и «исполнительность» (более значима для региональных предпринимателей). Если сравнить полученные данные с результатами исследований, проведенных другими авторами по сходной программе как на предпринимателях, так и на представителях других слоев российского населения, можно сделать общий вывод о том, что принципиальных различий в содержанки ценностных ориентации не прослеживается. Такие ценности, как здоровье, семья, работа,
346__________________________________________________________Глава 7
материальная обеспеченность, друзья и любовь, входят в десятку наиболее значимых практически у всех слоев российского населения Вместе с тем в иерархии терминальных ценностей предпринимателей сравнительно боаее важное место занимают такие ценности, как уверенность в себе, свобода и активная жизнь Среди инструментальных ценностей предприниматели более высоко оценивают независимость, эффективность в делах и предприимчивость
Оценка деловой активности и успешности предпринимательской деятельности. Сравнительный анализ результатов, полученных в разные годы, позволяет отметить неуклонный рост допи опрошенных предпринимателей, оценивающих успешность своей деятельности выше средней, при сохранении достаточно выраженной группы предпринимателей, оценивающих своюдеятетьность как малоуспешную Полученные результаты свидетельствуют об усилении дифференциации в среде российских предпринимателей по параметру успешности (Различия в распределениях оценок значимы на уровне р=0,05) По результатам корреляционного анализа определены социально-психологические факторы успешности предпринимательской деятельности, основными из которых являются высокие оценки собственных возможностей в решении своих проблем, своей конкурентоспособности и надежности партнеров
В исследовании 1997г по результатам факторного анализа был выделен ведущий фактор деловой активности предпринимателей, куда в качестве основных с наибольшими весами вошли следующие показатели оценка уровня своей конкурентоспособности (0 723), степень надежности большинства партнеров (0 648), изменение уровня жизни семьи за последний год (0 632), оценка достижения целей своей предпринимательской деягечьности (0 630), отношение к конкуренции (0 571), ожидаемое изменение жизненного уровня семьи (0 571), отношение к риску (0 527) и оценка собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса (0 521)
По всем выделенным показателям обнаружены статистически значимые различия в оценках московских и региональных респондентов Московские предприниматели более позитивно относятся к конкуренции в предпринимательской деятельности, они более высоко оценивают уровень своей конрентоспособности Москвичи чаше, чем предприниматели из других городов Центральной России, испытывали серьезные неудачи У них в большей степени выражена установка на продолжение предпринимательской деятельности В случае серьезной неудачи они в большей степени склонны остаться в сфере предпринимательства, либо
I
I
Некоторые отрасли социальной психологии_______________________347
начав новое дело самостоятельно, либо подыскав надежного компаньона Московские предприниматели в целом более высоко оценивают степень реализации целей, которые они ставят перед собой в бизнесе, и удовлетворенность экономическими результатами своей предпринимательской деятельности
В целом можно отметить, что уровень деловой активности предпринимателей и ее успешность связаны в их представлении как с оценкой внешних условий предпринимательской деятельности, так и с оценкой собственных возможностей и себя как субъекта предпринимательской деятельности При этом более успешные предприниматели склонны более высоко оценивать зависимость развития своего бизнеса от собственных усилий, а менее успешные — от влияния внешних условий
Результаты исследования позволят обеспечить правительственные органы и предпринимательские структуры своевременной, достоверной и сопоставимой информацией, необходимой для проведения работы по реализации экономической реформы и развитию предпринимательства в России с учетом особенностей социальной психологии российских предпринимателей и ее региональной специфики Знание социально-психологических трудностей, с которыми сталкиваются российские предприниматели, учет региональных особенностей их психологии, позволят более обоснованно строить работу государственных органов и предпринимательских структур по развитию предпринимательской деятельности в России Определенную помощь может принести участие социальных психологов в таких направлениях работы, как оптимизация взаимодействия между предпринимателями и государственными и местными органами власти, психологическая подготовка и консультирование начинающих предпринимателей
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование