40___________________________________________________________Глава 1
Классификация методов социально-психологического воздействия
{по А.Л. Журавлеву, 1990)
Цель воздействия | Название группы методов | Методы |
Оптимизация | Оптимизирующие | Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп |
Интенсификация (стимулирование, активизация) | Интенсифицирующие | Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп |
Управление | Управляющие | Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятел ьности групп |
Развитие, формирование | Развивающие | Групповая подготовка, обучение и воспитание |
Предупреждение | Профилактические | Способы коррекции психологических свойств индивида и группы |
Оценка | Диагностические | Аттестация, самоаттестация |
Информирование | Информирующие | Психологическое консультирование |
• разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например. ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.)
Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленно-
Предмет, история и методы социальной психологии____________________4|
го и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования. Классические примеры — изучение жизни бродяг Н Андерсона, работы У Уайта по изучению жизни эмигрантов. В Б Ольшанского по исследованию ценностных ориентации у молодых рабочих {Г М Андреева, 1972) Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных Классификация наблюдения производится по различным основаниям В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода' стандартизированное и нестандартизированное наблюдение Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Наиболее известными схемами набтюдения являются методики 1РА. СИМЛОГ Р. Бейлза (М А Робер, Ф. Тильман, 1988), схема набгподения за лидерством Л Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др Несгандартизированная техника наблюдения определяетлишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри*. Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя (В Е Семенов, 1987, А А.Ершов, 1977; Г. М.Андреева, 1972) Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия
42_____________________________________________________Глава 1
(Л. А. Петровская, 1977). Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, опенке и интерпретации данных Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызывают серьезные проблемы трудоемкость и организационная сложность данного метода По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, голпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят1 речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п. (В А Лабунская, 1986). Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, например, доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т.д. (Р Бейлз. 1979). Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения — определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения» (см. схему Р. Бейлза). Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно
Предмет, история и методы социальной психологии__________________43
Проверяют с помошью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением. Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: дескриптивный (фактологический), предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный — когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкапы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации, К числу приемов обработки данных наблюдения относят методы классификации и группирования, контент-анализа и др.
Выделяют несколько направлений в изменении классических процедур использования метода: а) отказ от пассивности исследователя и модификация естественных ситуаций наблюдения (провоцирующее наблюдение); б) разработка «нереактивных» методов исследования — исключение влияние наблюдателя, фиксация явления только по его объективным признакам (например, степень изношенности объекта, разнообразные следы, отпечатки, количество окурков и т.п.); в) анализ социальных ситуаций — изучение поведения (стилей, норм и их нарушений) в типичных социальных ситуациях (например, альтруистическое поведение на дорогах); г) изучение невербальных аспектов поведения и др. (В. Е. Семенов, J 987). Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя (В.Е. Семенов. 1987; А.А. Ершов, 1977).
Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В. А. Ядов, 1995). Впервые в социальной психологии Применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении фено-
44_______________________________________________ Глава 1
мена социальной установки (Г М Андреева, 1972; В А. Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования Все методы анализа до кументов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные) В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой (А. Н. Алексеев, 1973, В Е Семенов, 1983; Н Н.Богомолова, 1979, 1991) Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов Его основные процедуры были разработаны X. Лассуэллом, Б Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др В отечественной психологии в 20 - 30-е годы выполнены исследования на основе аналогичных контент-анализу процедур (В А. Кузчичев, Н А Рыбников, И. Н Шпильрейн и др.)
Основные единицы и процедуры контент-анализа. Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление коди-ровочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных Качественные (смысловые) единицы а) категории — наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования, б) подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; в) ин-
Предмет, история и методы социальной психологии_________________45
дикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста. Например, в качестве смысловых единиц анализа информации (текстов) о политической избирательной кампании (программы, призывы, публикации в прессе, листовки и т.п.) используют: события, субъекты событий (политические лидеры, партии, официальные лица, избиратели и т.п.), их отношение к событиям (за-против, вы годно-не вы годно, хорошо-плохо), интересы, позиции, программы, цели и способы их достижения, установки, ценностные ориентации, деловые и личные качества кандидатов и т.п. Основатель данного метода Г. Лассуэлл применял четырехмерную схему анализа текста газет: за себя (рго-х) — против себя (contra-x), за противника (рго-у) — против противника (contra-y). К количественным единицам анализа относят: а) единицы контекста — части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий; б) единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа. Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировочной инструкции — описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных (Н. Н. Богомолова, 1991; В. Е.Семенов, 1977; В. А. Ядов, 1995). Она содержит краткое обоснование категорий анализа, соответствующий словарь индикаторов категорий и подкатегорий контент-анализа в терминах исследуемого текста, а также определяются их коды (цифровые или буквенные обозначения) и выбранные единицы количественного анализа. Как правило, в ней описываются формы (специально подготовленные таблицы) рабочей регистрации частоты и объема упоминания категорий контент-анализа. Пример формы фиксации данных контент-анализа см. ниже. Количественная обработка информации предполагает использование типичных способов статистического анализа данных: распределения и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции и др. Разработаны специальные приемы количественной обработки данных контент-анализа. Наиболее известными являются коэффициенты «совместной встречаемости» категорий, «ассоциаций», «благоприятности опенки», «удельного веса» категории и др. Основная методическая сложность контент-анализа — нахождение в тексте соответствующих смысловых единиц анализа исследуемого явления, а также адекватное их описание. Разработаны процедуры для обоснования полноты выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов (судей), метод независимо-
46_____________________________________________„_______Глава
Форма рабочей фиксации частоты и объема категорий контент-анализа (по Н.Н, Богомоловой,199?) | |||
Категория А | Число и объем >поминания кат. А (тыс. печ. знаков) | Число и объем упоминания кат. Б (тыс. печ. знаков) | Упоминание кат. В связи с кат. Б |
А\ | 1,8,2,9,6 8:7,8 итд | £2- 1.3, £1-4,5 итд | + 5251; -ВЗБ2, |
Л2 | 3,9 и т.д |
| -В1Б\, —ВЪБ7 и т.д. |
го критерия идр (В. А. Ядов, 1995). К.-а применяется- а) при необходимости точности и объективности анализа документов; б) наличии большого по объему несистематизированного материала; в) в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой. Контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, например, в исследовании социальных установок аудитории того или иного органа или субъекта коммуникации. Однако чаше и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например, наблюдение, опрос и др. Область применения к.-а. в социальной психологии: изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; исследование социально-психологических явлений, отраженных в содержании документа; изучение специфики средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания; исследование социально-психологических аспектов коммуникационного воздействия. Специфика применения контент-анализа в каждом конкретном случае в значительной степени определяется исходной теоретической основой исследования Ни один другой метод в социальной психологии не связан так непосредственно с целью и теоретической концепцией исследования, как контент-анализ. Это объясняется тем, что основные понятия исследования одновременно являются и категориями контент-анализа, с которыми соотносится изучаемое содержание текста Главная задача контент-анализа не только выявить реальные факты, события, о которых идет речь в тексте, но и настроения, установки, чувства, и другие социально-психологические феномены Техника контент-анализа используется также во вспомогательных целях как техника обработки данных в ряде личностных тестов (ТАТ, тесты мотивации достижения и др.), для обработки и уточнения данных полученных другими методами, например, опросными. Основной недостаток метода зак-
Предмет, история и методы социальной психологии_________________47
лючается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, требующей высокой квалификации кодировалыл и ков-аналитиков.
Метод опроса. Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные тила: а) опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью 11зучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим: а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией; б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований; в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах; г) чаще всего проводится в очной форме; д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) из>чения объектаидр. (А. Л. Журавлев, 1995). Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструхцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности инфоргиации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса (В. А. Ядов, 1995; Г. М. Андреева, 1972; А. Л. Свенцицкий, 1977; Э. Ноэль, 1978).
В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросов. Наиболее часто упоминают
48_____________________________________________________Глава 1
такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов)
вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов — результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» — расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых — неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов — плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др. Существует специфика составления вопросника для интервью, учитывающего особенности личного взаимодействия участников опроса, а также этап (фазу) его проведения.
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестанлартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др. Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью
Предмет, история и методы социальной психологии__________________49
характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации (Г. М. Андреева, 1972; В А. Ядов. 1995; А. Л. Свениицкий, 1977). Принято выделять ключевые фазы установление контакта, основная и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст— интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта (Р Мертон, 1986).
Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое) Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.
Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации
Метод социометрии. Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы (СЕ. Поддубный, 1995). Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Дж. Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он
50_____________________________________________________Става!
предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа. Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-! 6 человек возрастает вероятность получения случайного выбора Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы, т. е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе (И. П. Волков, 1970, 1977; Я. Л. Коломинский, 1971, 1984; И. Г. Кокурина, 1981). Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения. гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последняя предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации коллектива, его перемещения, переформирования и т.п. — «С кем из членов вашего коллектива вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».
Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде
Предмет, история и методы социальной психологии__________________ 51
соииограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом (И.П. Волков, 1970,1977; И.Г. Кокурина, 1981; В.И. Паниотто, 1975). Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус — величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль» (СЕ. Поддубный, 2001), приемлемость индивида группой (Н.В. Бахарева, 1970) и др. Однако главная сложность состоит б их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированное™ группы (степень включенности в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), сплоченности и ряд других. Графический анализ данных осуществляется путем построения социограмм. Последняя позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряженные «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень (Нортвей, 1952) Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 2), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо — «отвергаемых», во внутреннее кольцо — «средне популярных*.
Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социо-граммы позволяют произвести более тонкий анализ положения
52_________________________________ Diaea 1
Рис. 2 Пример социограммы-мишени (первых двух выборов)
конкретного члена в группе1 отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Четкая лидерская позиция часто определяется по тому кому из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» ее члены.
Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. «Гарантией» откровенности испытуемого могут выступать1 личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др. Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обуславливается динамичной природой социально-психологических явлений, в целом, межличностных отношений, в частности, и стечением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно — с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы; их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности. Существуют разновидности социометрического метода.
Предмет, история и методы социальной психологии__________________53
К числу наиболее известных следует отнести шкапу приемлемости (Н. В. Бахарева, 1970), аутосоциометрическую методику (К. Е.Данилин, 1981; Я. Л. Коломинский, 1984), референтометрию(Е. В. Щедрина, 1978), коммуникометрию (Я. Л. Коломинский, 1971). Наиболее существенными недостатками метода принято считать: а) невозможность выявления мотивов межличностных выборов; б) возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической зашиты; в) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеюших опыт группового взаимодействия.
Метод групповой оценки личности {ГОЛ). Метод групповой оценки — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Э. С. Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокуп ность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет границы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе. Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т.е. совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и другие основания разделения (А. Л. Журавлев, 1990; Э. С. Чугунова, 1986). Для получения надежных результатов ре-
54 _______________________________.____________________Глава 1
комендуется число субъектов оценивания в пределах 7—12 человек. Адекватность измерения с помошью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки (Э. С. Чугунова, 1977, 1986).
Тесты. Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помошью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии (Г. М. Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования (В. Е. Семенов, 1977: М. В. Kpoj, 1991). Области применения тестов в социальной психологии, диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.). Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специалького задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести получен ные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной природой социано-пси-хологических явлений и их динамичностью. Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Г. Т. Хоментаускас, 1987; В. А. Ядов, 1995).
Предмет, история и истоды социальной психология____________________55
Среди наиболее известных тестов социально-психологической диагностики следует указать тест интерперсональной диагностики Т. Лири (Л. Н. Собчик, 1981), шкалу совместимости В. Шутиа (А. А Рукавишников, 1992), методику оценочной биполя-ризации Ф Фидлера (И. П Волков, 1977) и др
Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности (А Анастази, 1984). Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов Шкалы установок используются для различных целей. Наиболее известны следующие направления их применения изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т п Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены и i особенностей внешнего поведения, прежде всего вербального, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула например, отношение к религии, войне, месту работы и т.д Шкала установок (в отличие от опроса мнений) позволяет измерять установку как одномерную переменную, определять специальную процедуру ее построения и предполагает единый, суммарный показатель К наиболее известным шкалам измерения и построения установок относят
1. Шкалы разных интервалов (Л. Терстоун) Особенностями шкалы являются равенство расстоянии между единицами шкалы и одномерность, или однородность вопросов, суждений. В основе оценочной шкалы лежат категориальные суждения, отобранные и классифицированные по результатам предварительного опроса компетентных лиц (экспертов) Задача экспертов — отсортировать суждения в определенном порядке в соответствии со степенью выраженного в них благожелательного или неблагожелательного отношения к определенному социальному объекту. Шкальное значение высказывания — медианное положение, приписанное группой экспертов Таким образом, шкала типа терстоуновской представляет собой совокуп-
56_____________________________________________________Liana 1
ность высказываний, которые равномерно распределены в контину уме установок Утверждения в шкале также отбираются на основе их однозначности и их внутренней согласованности Отвечающий на шкалы установок выбирает все утверждения, с которыми он согласен Итоговый показатель — медианная шкальная оценка отмеченных высказываний Недостаток метода — влияние установок экспер та при классификации суждений (Анастази, 1984, Ядов, 1995)
2 Шкалы суммарных оценок (Р Лайкерт) В противоположность процедуре равных расстояний высказывания отбираются не на суждениях группы экспертов, а на основе ответов испытуемых, которые предъявляются им в процессе разработки теста Выделение категорий высказывании осуществляется по степени их интенсивности Критерием отбора суждений выступает внутренняя их согласованность (коэффициент корреляции с итоговым показателем), хотя иногда используется и внешний критерии — реальное поведение Количество суждений, составляющих предварительную шкалу, относится к их числу в итоговой шкале примерно как 4 1 Измерение установки предполагает оценку набора суждений по пятибалльной шкале включающей пять категории ответов полностью согласен, согласен, неуверен, несогласен, полностью несогласен Итоговый показатель — суммарная оценка по всем видам суждений интерпретируется в соответствии с установленными эмпирическими нормами Преимущества шкал установок типа лайкертовских состоят в том, что они относительно надежны даже при небольшом количестве высказываний, а также в том, что не требуют больших трудовых затрат. Недостаток — обычно уровень шкалы достигает лишь порядкового типа шкал, хотя процедура построения претендует на интервальную шкалу
3 Кумулятивные шкалы (Л Гутман). Шкала обладает свойствами кумулятивности и репродуктивности При ее построении используется техника шкалограммного анализа, представляющая процедуру отбора и упорядочения высказываний в ранговую шкалу по степени возрастания признака (каждому ее пункту соответствует оценочный балл) По ответу испытуемого на определенное высказывание можно воспроизвести реакции на предыдущие пункты шкалы Годными для шкалирования оказываются лишь такие высказывания, которые дают монотонную последовательность реакций. На основе данной техники разработаны известные тесты шкала социальной дистанции Е Богардуса, тест 20 ответов М Куна и др Критические замечания делаются прежде всего в отношении неустойчивости шкал типа гут-мановских, а также трудоемкости при построении
Методологические проблемы измерения установок связаны с
Предмет, история и методы социальной психологии__________________52
проблемой несоответствия между установкой и внешним поведением, т.е. несоответствия действий индивида его словесным высказываниям. Большинство шкал установок достаточно надежны, однако сведений о валидности и нормативности данных накоплено мало, поэтому большинство из них должны рассматриваться как исследовательские методики. (Анастази, 1984).
Метод аппаратурный. Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования соииально-психологи-ческих особенностей индивида, малой группы и различных социальных обшностей (аудиторий) {Н. Н. Обозов, 1977; В. А. Терехин, 1988; Р. Б. Гительмахер, В. Н. Куликов, 1985). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов деятельности), общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность), социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий). Принято выделять на основе этих критериев следующие группы аппаратурных моделей: а) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада); б) модели суммарного воздействия (Ритмог-раф, Волюнтограф); в) модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат); г) модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомотор-ныи интегратор) (Л, И. Уманский, 1977, А. С. Чернышев, 1980, 1985; Н. Н. Обозов, 1977; В. Терехин, 198S). Несмотря на то, что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологических явлений. Обычно степень эффективности и достоверности этих методов определяется совпадением полученных в эксперименте данных с практикой, с результатами применения других методов. Данные методы применяются в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплектования и обучения групп малой численности.
Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем
58_____________________________________________________Глава 1
взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Ю. М. Жуков, 1977). Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (В Н. Панферов, В. П. Трусов, 1977). Возникновение социальной психологии как науки обязано проникновению эксперимента в исследование человеческих отношений: ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника (Ю. М. Жуков, 1977). Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап — определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т. к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Д. Кэмибелл, 1980. В. Н. Панферов, В. П. Трусов, 1977), Экспериментальный этап — проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими вчисло изучаемых факторов. Аналитический этап — количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи — научные и практические; по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после*); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакгорные эксперименты. Иногда
I
Предмет, история и методы социальной психологии__________________J59
выделяют естественнонаучный эксперимент (А. Ф. Лазурский) и эксперимент «экс-пост-факто» (Э Христиансен){Г. М.Андреева, 1972). Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Ю. М. Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.
Вопросы для повторения
1. Какие представления о предмете сложились в современной социальной психологии1
2. Приведите примеры разных социально-психологических явлений-процессов, состояний, свойств личности или группы.
3. Перечислите основные объекты исследования в социальной психологии
4. На какие составляющие части (разделы) дифференцировалась социальная психология?
5. Что такое внешний и внутренний контуры интеграции социальной психологии?
6 Какие периоды выделяются в истории отечественной социальной психологии?
7. Какой вклад Н К. Михайловского в зарождение социальной психологии в России?
8 Кто является автором и чему посвящено первое в России специальное социально-психологическое исследование?
9. В чем состоят основные заслуги В. М Бехтерева в развитии социальной
ПСИХОЛО] ИИ?
10. Какова роль А. С. Макаренко в исследованиях психологии коллектива и личности?
11. Какова основная причина формирования социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину9
12. Назовите первые публикации по социальной психологии, знаменовавшие формально год рождения социальной психологии на Западе
13 Какова основная причина кризиса западной социальной психологии в 1960-1970-е годы11
14. Назовите основные теоретико-методологические ориентации в зарубежной социальной психологии.
15. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях
16. В чем особенности социально-психологического исследования по сравнению с лругими социальными науками, например, социологией'
17. Каковы основные источники получения информации в социально-психологическом исследовании?
60
18 Охарактеризуйте основные этапы социально-психологического исследования
19 Назовите основные методы социально-психологического исследования
20 Каковы достоинства и недостатки включенного и невключенного наблюдения0
21 В чем особенности использования метода контент-анализа текстовой информации?
22 Каковы достоинства и недостатки очного и заочного опроса9
23 Для решения каких задач используется социометрический метод1
24 Перечислите основные процедуры проведения социометрического опроса и анализа данных
25 Для решения каких задач используется метод групповой оценки личности''
26 В чем основные трудности приченения эксперимента в социальной психологии'
27 Каковы достоинства и недостатки аппаратурных методов иссжедования''
Литература
1 Андреева Г М Социальная психология М Аспект Пресс, 2000
I Бехтерев В М Избранные работы по социальной психологии М Наука, 1994
3 Будилова Е А Социально-психологические проблемы в русской науке М Наука, 1983
4 Введение в практическую социальную психологию / Под ред Ю М Жукова, Л А Петровскои, О В Соловьевой М Наука, 1994
5 Кэмпбе1л Д Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях СПб Социально-психологический центр, 1996
6 Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под рел Г М Андреевой М Изд-во МГУ, 1972
7 Методики социально-психочогического исследования личности и малых групп/Отв ред А Л Журавлев, Е В Журавлева М ИП РАН, 1995
8 Методики с.оциально-психологическои диагностики личности и группы/Отв ред А Л Журавлев, В А Хащенко М ИП АН СССР, 1990
9 Методология и методы социальной психологии / Отв ред £ В Шоро-хова М Наука, 1977
10 Методы социальной психологии / Под ред Е. С Кузьмина, В Е Семеном Л Изд-во ЛГУ, 1977
I1 Пайнс Э , Маслач К Практикум по социальной психологии СПб Изд-во «Питер», 2000
12 ПарыгинБ Д Социальная психология Проблемы методологии, истории и теории СПб ИГУП, 1999
13 Современная психология Справочное руководство / Отв ред В Н Дружинин М ИНФРА-М, 1999 С 466-484
14 Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб Изд-во «Питер», 2000
15 Слецлрактнкуч по социальной психологии опрос, семейное и индивидуальное консультирование /Под ред Ю Е Алешиной, К Е Дани-лика, Е М Дубовской М МГУ, 1989
16 Чернышев А С Ла&ораторныи эксперимент э социально-психологическом изучении оргатиованности коллектива // Психол журн Т ! 19S0 №4'С 84-94
17 Чугун она Э С Социально-психологические особенности творческой акшвности инженеров Л Изд-во ЛГУ, 1986
18 ШихиревП Н Современная социальная психопогия М Изл-во «Институт психологии РАН», 1999
19 Энциклопедия психологических тестов Общение, лидерство, межличностные отношения М ACT, 1997
._____6J.
- Социальная психология
- Учебное пособие для вузов
- Под редакцией а.Л. Журавлева
- Москва 2002
- Содержание
- Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5
- Глава 2. Социальная психология личности...................61
- Глава 3. Психология межличностного
- Глава 4. Психология малых групп..............................193
- Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231
- 1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии
- 1.2. История отечественной социальной
- 1.3. К истории зарождения зарубежной социальной
- 1.4. Становление современной социальной
- 1.5. Программа и методы социально-психологического исследования
- 40___________________________________________________________Глава 1
- Глава 2
- 2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии
- 62______________________________________________________________Глава 2
- 66________________________________________________________________Глава 2
- 2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии
- 84________________________________________________________________Глава 2
- 2.3. Социальная установка личности
- 2.5. Социализация личности
- 2.6. Социальное поведение личности
- Глава 3
- 3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции
- 3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии
- 3.3. Невербальные способы общения
- 3.4. Техника общения: практическая ориентация
- 3.5. Психология межличностного познания
- 3.6. Психология межличностных отношений
- 3.7. Психология межличностного воздействия
- 182_________ ______________________________________ Глава 3
- Глава 4
- 4.1. Понятие и виды малых групп
- 4.2. Структура малой группы
- 4.3. Развитие малой группы
- 4.4. Групповая сплоченность
- 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы
- 4.6. Лидерство в малых группах
- 4.7.Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
- 4.7.1. Определение и классификация конфликтов
- 4.7.2. Функциональные и дисфункциональные
- 1. Стороны конфликта.
- 2. Сущность конфликтной проблемы.
- 3. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.
- Глава 5
- 5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений
- 5.2, Процессы межгрупповой дифференциации
- 5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений
- 250___________________________________________________________Глава s
- II этап ш этап
- 6.1, Теоретические проблемы исследования больших социальных групп
- 6.1.3. Уровни развития больших социальных групп
- 6.2. Психология толпы
- 6.2.2. Виды толп
- 6,2.4. Психологические особенности поведения
- 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах
- 274_____________________________________________________________Глава 6
- 6.3.4. Психологические особенности поведения людей
- Глава 7
- 7.1. Политическая психология
- 286___________________________________________________________Глава 7
- 7.2. Экономическая психология
- 7.3. Этническая психология
- 7.4. Социальная психология предпринимательства
- 7.4.1. Предпринимательство как социально-экономический
- 7.4.2. Основные направления исследований психологии
- 7.4,4. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование