Учебные планы и программы
Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:
-структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;
-перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;
-недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.
Принято выделять несколько видов учебных планов:
-базисный учебный план;
-типовой учебный план;
-учебный план школы.
Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят: .
продолжительность обучения;
список необходимых предметов и недельная нагрузка;
обязательная максимальная нагрузка;
нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством,
Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.
На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.
В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван, учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы — это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:
список обязательных предметов;
обязательные предметы по выбору;
факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;
недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.
Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:
обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;
обязательные занятия по желанию школьников;
факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.
Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:
содержание, базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;
логику и последовательность изучения тем и вопросов;
общий объем времени, отведенный на их изучение.
Структурно-учебные программы составляются по-разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная.
Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно — неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.
В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.
Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие-то—только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный матерная распределяется по годам обучения равномерно, т.е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения.
Смешанная схема построения — это соединение двух структур—линейной и концентрической.
Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т.д. Типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки.
Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся.
Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т.е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие «программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.
Обычно в учебной программе выделяют три части.
Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.
2 Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.
3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.
Учебники
Содержание образования фиксируется в учебной литературе. К ней принято относить учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии, справочники, словари, атласы, карты и т.д. А в последнее время в качестве учебных материалов используются видеокассеты, компакт-диски, дискеты и т.д. Но, несмотря на все эти нововведения, основным источником знаний по-прежнему является учебник, поэтому от его качества напрямую зависит эффективность обучения.
Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во-первых, обеспечивает школьников необходимой информацией. Помимо информации, содержащей обязательные знания по предмету, в нем должны быть помещены вспомогательный, справочный и прочие материалы. Во-вторых, задача учебника —побуждать учащихся к самостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В-третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по проверке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.
Обычно любой стандартный учебник состоит из учебного текста, иллюстраций, контрольных вопросов, заданий, упражнений, задач, особых шрифтов и выделений, подписей, памяток, а также оглавления, примечаний, предметного и авторского указателей и т.д. Помимо того, что учебник призван нести достоверную и познавательную информацию, он должен быть и экологически чистым. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает качество бумаги, шрифта, иллюстраций и т.д. Ведь все это оказывает воздействие не только на утомляемость школьников, но и на их здоровье.
Структура учебника:
- Информативный компонент
- репродуктивные задания
- эмоционально-ценностный компонент
Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
Основной текст включает:
- Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
- 2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
- 3. Цели, задачи и принципы обучения.
- 4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
- 5.Документы, определяющие содержание образования. Государственный стандарт
- Учебные планы и программы
- 1 Теоретико- познавательный компонент
- 2 Инструментально- практический компонент
- 7. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения.
- 8. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения для конкретной учебной деятельности.
- 9. Активные методы обучения.
- 10. Средства обучения, их типология и характеристика.
- Средства обучения как компонент педагогического процесса
- Технологии традиционного обучения.
- Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
- Этапы работы мастерской
- 21. Технологии проблемного и диалогового обучения.
- 22. Технологии интегрированного обучения
- 23. Технологии игрового обучения.
- 24. Технологии крупноблочного и модульного обучения.
- 25. Технологии дифференцированного обучения
- 26.Интенсивные методы обучения.
- Новый Образовательный Стандарт
- 8 Вопрос.
- Классификации методов обучения
- 1. Словесные методы изложения
- 2. Наглядные методы
- 3. Практические методы
- 4. Дидактические игры
- 6. Программированное и компьютерное обучение
- 7. Дистанционное обучение