logo
дидактика

2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.

Преподавание – деятельность учителей по организации усвоения материала

Процесс обучения:

1 двусторонность (учитель, преподаватель)

2 активное взаимодействие (учитель - учащийся)

3 организация учебной деятельности, стимулирование

4 целостность и единство

5 соответствие возрастным критериям

Преподавание- передача учащимся готовых знаний, а также руководство их научно-познавательной деятельностью.

Определяющие условия обучения как деятельности – цели и задачи, а также содержание и мотивы.

Процесс обучения – целенаправленный , двусторонний процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которых происходит образование, воспитание учащегося.

Без педагоческого руковдства нет процесса обучения

Эффективность зависит от способов подачи информации:

-рассеивающий

- дифференцированный,

- индивидуальный

- Хорошо подготовленный урок

- создание проблемной ситуации

- разнообразие методов работы

- групповая работа

Функции процесса обучения:

- образовательная выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Знание – сохранение и понимание

Умение – способность (владение способами применения знаний на практике)

Навык- умение, доведенное до автоматизма

- воспитательная – функция процесса обучения, формирование определенного мировозренич, эстетических взглядов. Важен микроклимат она ре­ализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико-ма-териалистическое мировоззрение, в результате чего скла­дывается всесторонне и гармонично развитая личность.

Результатом/ншивающеи функции считается умствен­ное развитие школьников, становление их познаватель­ных качеств.

Стили общения:

Авторитарный

- демократический

- либеральный

- развивающая функция: «Обучение ведет за собой развитие»

Познавательные качества: природные способности, логика, способность к умозаключению.

- побудительная

- организационная

Этапы процесса обучения:

- постановка педагогом цели учащегося и принятие этой цели учеником

- организованное восприятие новой информации и ее осмысление. «индуктивный» способ

- закрепление воспринятого и первично усвоенной информации – прямое

- проверка

- обобщение изученного

Методологический подход к процессу обучения:

1 бехевиаристский: стимул реакции. Процесс обучения – искусство управления стимулами. Умение – совокупность реакций на стимулы. Сознательная деятельность объясняется физиологически

2 прагматисты: нужно расширять личный опыт ученика

Цель: научить ребенка жить: приспосабливаться к среде. Обучение – сугубо индивидуальный процесс. Умолялась роль учителя – лишь консультант. Обучение возможно, если ученик что-то делает.

_____________________________________________________________________________

Процесс обучения имеет ряд внутренних противоре­чий, которые считаются его движущей силой. Парадок­сально, но они обеспечивают его движение и развитие. Таких противоречий много, но мы перечислим лишь не­которые из них.

  1. Противоречие, связанное с выдвигаемыми познава­тельными задачами и существующим уровнем знаний, умений и навыков учеников, а также с их умственным развитием.

  2. Противоречие, связанное с личным опытом школьника до начала процесса обучения и с его переоценкой в период обучения.

3. Противоречие, связанное с необходимой в обуче­нии схемой размышлений и с привычкой ученика к структурному мышлению

4. Противоречие, связанное с наукой и с учебным предметом.

5. Противоречие, связанное с соотношением как чувственного и рационального познания, так и конкретного и абстрактного.

Итак, главной целью учителя должно стать выявление, формирование и применение всех перечисленных противоречий. Это даст возможность активизировать познавательную деятельность школьников.

Существует еще одно структурное деление процесса обучения, согласно которому принято выделять следую­щие элементы:

-целевой; включает в себя требования про­граммы. При этом должен учитываться уровень развития школьников. Более того, нельзя забывать о целях и зада­чах изучения предмета, урока или темы,

- Стимулирующе-мотивационный компонент выступает в роли стимулятора как положительных мотивов учения и интереса, так и потребностей решать поставленные за­дачи. Этот компонент связан с деятельностью учителя. В . процессе обучения он применяет различные методы и средства.

-содержательный; . связан с созданием учеб­ных планов, программ, учебников, а также с конкретным уроком

-операционно-деятельный; является со­вместная работа учителя и ученика в процессе обучения с целью передачи социального опыта старших поколе­ний. На практике он находит свое выражение в виде ме­тодов, средств обучения.

--контрольно-регулировочный; дает возмож­ность установления обратной связи в процессе обучения. Этот компонент также выступает в виде корректирующе­го и регулирующего средства в процессе обучения. Его реализация происходит в совместной деятельности учи­теля и ученика. К примеру, после написания диктанта учитель проверяет ошибки учеников, а те впоследствии работают над ними

- Оценочно-результативный компонент связан с оцен­кой результатов обучения и соответствия их поставлен­ным учебно-воспитательным задачам.

Одной из функций дидактики как науки являет­ся познание процесса обучения. Результат этого познания — выявление объективно существую­щих законов и закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса.

Закономерностями являются существенные, устойчивые, объективные, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса. Законом же называют строго зафиксиро­ванную закономерность, когда точно выявлены ее характер, форма и пределы ее проявления. Законы и закономерно­сти — главное содержание любой научной теории, науки.

Особенность закономерностей процесса обучения прежде всего состоит в том, что связи компонентов учеб­ного процесса носят преимущественно вероятностно -статистический характер. Часть закономерностей дей­ствует всегда независимо от условий процесса и действий его участников. Но ряд из них оказывает влияние не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, т.е. во множестве случаев.

Обучение может строиться на опыте. Но усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств и построю ение эффективных систем обучения требует теорети­ческого знания о законах, по которым протекает про­цесс обучения.

Закономерности бывают внешними и внутренними. Внешние закономерности характеризуют зависимость процесса обучения от общественных условий: политиче­ской, социальной, экономической ситуаций, потребно­стей общества, уровней культуры и образования.

Под внутренними закономерностями процесса обу­чения рассматривают связи между его компонентами: между содержанием, средствами, методами, формами, целями. Проще говоря, эта закономерность рассматри­вает связь между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Две основные закономерности обучения состоят в следующем.

1. Обучающая деятельность преподавателя преимуще­ственно носит воспитывающий характер. Воспита­тельное воздействие обучения зависит от ряда услов ий. Частные проявления указанной закономерно­сти зависят от этих условий.

  1. Существует зависимость между воздействием учителя на ученика и результатами обучения. Эта закономерность говорит о том, что без взаимообусловленной деятельности участников процесса обучение само по себе состояться не может. Иначе можно сказать, что высокое качество обучения зависит от интенсивности сознательной учебно-познаватель­ной деятельности учащегося.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторе­ния изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. Закономерности процесса обучения делятся на дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные..

Дидактические, или, как их еще часто называют, содер­жательно-процессуальные, закономерности определяют собственно дидактические характеристики, такие как за­висимость результативности обучения от содержания, средств, целей, методов, форм процесса обучения. Вот ка­ковы эти характеристики.

  1. Если детей обучать путем «делания», то они усвоят материал в 6, а то и 7 раз лучше, чем если бы их обучали путем «слушания».

  2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

  3. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.

  4. Результативность усвоения заданного объема умений и знаний обратно пропорциональна объему изучаемого материала.

  5. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства преподавателя.

  6. Закономерность, сформулированная Л.В. Занквым: «Результаты обучения зависят от способатвключения учащихся в учебную деятельность».

  7. Результаты обучения прямо пропорциональнытзначимости для учащихся усваиваемого учебноготматериала.