1. Словесные методы изложения
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию.
Продолжительность рассказа должна быть не более 10—15 мин для начальных классов и 30—40 — для старших. Особую роль здесь играют наглядные средства, внесение элементов беседы, а также подведение итогов и выводов к сказанному.
Учебная лекция применяется обычно в старших классах. Ее отличают экономичность во времени, большая научная строгость в изложении учебного материала и огромное воспитательное значение для учеников. Как правило, темами для лекций являются фундаментальные разделы учебного курса. Лекция допускает использование кинофильмов, демонстрацию наглядных пособий и проведение опытов. Очень часто во время лекций учитель может обращаться к классу с вопросами, которые возбуждают интерес ребят. Так создаются какие-либо проблемные ситуации, затем учитель предлагает классу их разрешить.
Еще одним словесным методом является беседа. Характерный признак беседы — участие в ней как учителя, так и ученика. Учитель может задавать вопросы, а ученики на них отвечают. Существует несколько видов беседы: катехизическая, эвристическая, проверочная.. Катехизическая беседа в переводе с греческого языка, означает «я поучаю, я наставляю».Эвристическая беседа в переводе с греческого языка означает «я нахожу». Новые знания при его использовании приобретаются благодаря усилиям прежде всего учеников. Получают они их в процессе самостоятельного мышления.
Катехизическая беседа способствует развитию памяти и мышления учеников. В тот момент, когда ученики отвечают на вопросы учителя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит их переработка и систематизация. Используется этот метод для проверки знаний учеников. Что же касается эвристической беседы, то она направлена на получение учениками новых знаний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления.
Проверочная беседа служит для контроля уровня знаний учащегося. Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы.
Герменическая беседа. Главная цель этого метода — научить ребенка самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопечных на правильное понимание и толкование текстов. Как и при остальных видах, в герменической беседе применяется вопросно-ответная форма. К этому виду беседы относят и объяснительное чтение.
- Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
- 2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
- 3. Цели, задачи и принципы обучения.
- 4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
- 5.Документы, определяющие содержание образования. Государственный стандарт
- Учебные планы и программы
- 1 Теоретико- познавательный компонент
- 2 Инструментально- практический компонент
- 7. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения.
- 8. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения для конкретной учебной деятельности.
- 9. Активные методы обучения.
- 10. Средства обучения, их типология и характеристика.
- Средства обучения как компонент педагогического процесса
- Технологии традиционного обучения.
- Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
- Этапы работы мастерской
- 21. Технологии проблемного и диалогового обучения.
- 22. Технологии интегрированного обучения
- 23. Технологии игрового обучения.
- 24. Технологии крупноблочного и модульного обучения.
- 25. Технологии дифференцированного обучения
- 26.Интенсивные методы обучения.
- Новый Образовательный Стандарт
- 8 Вопрос.
- Классификации методов обучения
- 1. Словесные методы изложения
- 2. Наглядные методы
- 3. Практические методы
- 4. Дидактические игры
- 6. Программированное и компьютерное обучение
- 7. Дистанционное обучение