23. Технологии игрового обучения.
Одна из самых привлекательных и в то же время сложных педагогических технологий - игровая технология.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания, планирования, реализации, анализа результатов.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных нитей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Функции игры: социализации, межнациональной и профессиональной (учебной) коммуникации, функция тренинга, функция самореализации, диагностическая функция, терапевтическая функция, функция коррекции, развлекательная функция.
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогическою процесса.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса бывают:
-обучающие, -тренинговые, -контролирующие, -обобщающие; -познавательные,
-воспитательные, -развивающие; -репродуктивные, -продуктивные, -творческие;
-коммуникативные, -диагностические, профориентационные, -психотехнические.
Игровая деятельность в педагогическом процессе используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий воспитательной работы .
- в вузовской среде в качестве «полигона» на котором студенты могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным
Основными достоинствами игровых методов обучения являются:
- приобретается опыт;
- значительно ускоряется время протекания реальных процессов, например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов;
- многократно повторяются те или иные действия для закрепления навыков их выполнения;
- поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, появляется возможность раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения,
- повышается интерес учащихся к обучению.
Виды педагогических игр и их характеристика:
Ролевая игра - художественно - образное отражение реальных взаимодействий в определенной сфере деятельности. Участникам задаются роли (характеры и личностные особенности) и определенные ситуации.
Имитационная игра - это моделирование реальности и предметного содержания деятельности. Здесь задается ситуация, но без ролевых и личностных характеристик.
Адаптационная игра - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Характерно отсутствие определенной структуры, установленного порядка действий, плана. Такая игра предполагает господство импровизации.
Игровая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведения учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры.
Внедрение в учебный процесс игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения, включая содержание, формы, методы, средства, его собственную деятельность и деятельность учащихся.
В деловой игре участники\обучающиеся - должны действовать компетентно: предметно и социально. Нельзя играть в то, о чем они не имеют представления. Поэтому без соответствующей подготовки игра не получится.
- Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
- 2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
- 3. Цели, задачи и принципы обучения.
- 4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
- 5.Документы, определяющие содержание образования. Государственный стандарт
- Учебные планы и программы
- 1 Теоретико- познавательный компонент
- 2 Инструментально- практический компонент
- 7. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения.
- 8. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения для конкретной учебной деятельности.
- 9. Активные методы обучения.
- 10. Средства обучения, их типология и характеристика.
- Средства обучения как компонент педагогического процесса
- Технологии традиционного обучения.
- Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
- Этапы работы мастерской
- 21. Технологии проблемного и диалогового обучения.
- 22. Технологии интегрированного обучения
- 23. Технологии игрового обучения.
- 24. Технологии крупноблочного и модульного обучения.
- 25. Технологии дифференцированного обучения
- 26.Интенсивные методы обучения.
- Новый Образовательный Стандарт
- 8 Вопрос.
- Классификации методов обучения
- 1. Словесные методы изложения
- 2. Наглядные методы
- 3. Практические методы
- 4. Дидактические игры
- 6. Программированное и компьютерное обучение
- 7. Дистанционное обучение