3. Цели, задачи и принципы обучения.
Цель решается посредством задач.
Хорошо поставленная учебная цель предполагает точное понимание следующего:
Что именно учащийся будет способен делать в конце периода обучения (определение так называемого "конечного поведения");
При каких условиях он должен быть способен это делать;
Каков стандарт или критерии, с которыми студент должен соотнести "конечное поведение".
Задачи — это цели, данные в определенных условиях. Они ориентированы на ближайший результат
Задачи:
1 передача и получение знаний
2 развитие личности
Задачи связаны с функциями
Успешность процесса обучения зависит от отношения к обучению от степени осознанности.
Принципами процесса обучения называют главные требования к организации и проведению обучения
Общие дидактические принципы – система дидактических требований
0 природосообразности
0 прочности
1 доступности
2 принцип научности
3 принцип наглядности
4 сознательности и активности
5 систематичности и последовательности
6 личностного подхода
Для принципа научности используются основные понятия и теории, приближенные к современному пониманию, методы современной науки.
Принцип наглядности – зрительные, вкусовые, моторные
- натуральн это реальные предметы или процессы, с которыми школьниковзнакомят как в классе, так и вне школы;
- изобразительн (стенды, экраны, графики) представляет собой чертежи, схемы, рисунки, картины, графики и т.п.;
- словесно-образн
- практическ показ.
- внутренн (опора на прежний опыт обучаемого)
-объемная наглядность — геометрические фигуры и тела;
-условная, или символическая, наглядность — представляет собой различные карты, глобус и др.
1 Нельзя игнорировать старые пособия 2 Наглядн для усовершенствования процесса обучения 3 Но должно быть чувство меры 4 Демонстрация должна быть походу изложения, а не заранее. 5 Сконцентрировать внимание ученика => руководить вниманием ученика
Принцип доступности: Материал соответсвует уровню развития учеников. Материал – доступен, понятен. Если материал осложнен, то понижается мотивация, т.е теряется интерес. => переутомление
Если материал примитивен – тоже интерес понижается. Обучение на высоком уровне сложности – доступен и challenging
Размышления, умозаключения должны присутствовать
В обучение нужно от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому
Простое, доступное объяснение. Использование аналогий
Принцип сознательности и активности в обучении
Опознанное усвоение знаний. Понимание сущности проблемы.
Активность в обучении – интенсивная умственная и практическая деятельность
1 Ученики должны понимать цели и задачи предстоящей работы
2 Использование различных методов
3 необходимо увязывать известное и неизвестное
4 Ученики должны найти причинно-следственные связи
Важно добиться, чтобы школьники прониклись необходимостью изучения тех или иных школьных предметов, приобретения умений и навыков. От того, насколько верно будет понят фактический материал, зависит сознательное усвоение программы. Следует отметить, что в этом процессе не менее весомую роль играет мыслительная деятельность учащегося, которая дает возможность формировать необходимые посылы для приобретения знаний, умений и навыков.
Принцип систематичности и последовательности
Предполагает передачу и получение знаний в определенной системе
Сущ дидактичские правила
1 формирование системы знаний
2 осуществление межкультурной связи
3 создание почвы для последующего урока (система урока)
4 постоянное повторение материала. С новых позиций и связь с личным опытом. => практическая деятельность ученика. Связь теории с практикой.
Принцип прочности:
Прочное закрепление материала
Прочность зависит:
- объективные факторы – содержание, система, объяснение, методы преподавания
- субъективные факторы – отношение ученика к материалу, память, значимость
Правила:
1 обучение проявляет определенную познавательную активность
2 методы обучения должны быть разными
3 опираться на имеющийся практический опыт учеников
4 связь обучения с будущей практической деятельностью.
Принцип развивающего обучения:
Ученик должен сформулировать определен принципы, характер , являющейся базой для будущей жизни.
1 За определенными понятиями, формой – стоит содержание
2 Чаще задавать вопросы: почему? Развитие причинно-следственных связей
3 Учитель должен относиться уважительно. Похвала должна быть аргументирована. Надо возвышать личность ученика.
Принцип личностного подхода
Содержание, методы, форма обучения соответствуют возрастному уровню. (устойчивость внимания, темперамент, характер)
Индивидуальный подход – единая программа для всех учеников при индивидуальной форме и подходе к каждому ученику.
Все принципы взаимосвязаны. Нельзя недооценивать или переоценивать какие-то принципы.
Принцип научности направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие со временным требованиям. Более того, учащиеся в процесные знания применяются на практике. Применение знаний на практике дает возможность углубить усвоение и формирование умений и навыков
- Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
- 2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
- 3. Цели, задачи и принципы обучения.
- 4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
- 5.Документы, определяющие содержание образования. Государственный стандарт
- Учебные планы и программы
- 1 Теоретико- познавательный компонент
- 2 Инструментально- практический компонент
- 7. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения.
- 8. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения для конкретной учебной деятельности.
- 9. Активные методы обучения.
- 10. Средства обучения, их типология и характеристика.
- Средства обучения как компонент педагогического процесса
- Технологии традиционного обучения.
- Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
- Этапы работы мастерской
- 21. Технологии проблемного и диалогового обучения.
- 22. Технологии интегрированного обучения
- 23. Технологии игрового обучения.
- 24. Технологии крупноблочного и модульного обучения.
- 25. Технологии дифференцированного обучения
- 26.Интенсивные методы обучения.
- Новый Образовательный Стандарт
- 8 Вопрос.
- Классификации методов обучения
- 1. Словесные методы изложения
- 2. Наглядные методы
- 3. Практические методы
- 4. Дидактические игры
- 6. Программированное и компьютерное обучение
- 7. Дистанционное обучение