logo
дидактика

3. Цели, задачи и принципы обучения.

Цель решается посредством задач.

Хорошо поставленная учебная цель предполагает точное понимание следующего:

Что именно учащийся будет способен делать в конце периода обучения (определение так называемого "конечного поведения");

При каких условиях он должен быть способен это делать;

Каков стандарт или критерии, с которыми студент должен соотнести "конечное поведение".

Задачи — это цели, данные в определенных условиях. Они ориентированы на ближайший результат

Задачи:

1 передача и получение знаний

2 развитие личности

Задачи связаны с функциями

Успешность процесса обучения зависит от отношения к обучению от степени осознанности.

Принципами процесса обучения называют главные требования к орга­низации и проведению обучения

Общие дидактические принципы – система дидактических требований

0 природосообразности

0 прочности

1 доступности

2 принцип научности

3 принцип наглядности

4 сознательности и активности

5 систематичности и последовательности

6 личностного подхода

Для принципа научности используются основные понятия и теории, приближенные к современному пониманию, методы современной науки.

Принцип наглядности – зрительные, вкусовые, моторные

- натуральн это реальные предметы или процессы, с которыми школьниковзнакомят как в классе, так и вне школы;

- изобразительн (стенды, экраны, графики) представляет собой чертежи, схемы, рисунки, картины, графики и т.п.;

- словесно-образн

- практическ показ.

- внутренн (опора на прежний опыт обучаемого)

-объемная наглядность — геометрические фигуры и тела;

-условная, или символическая, наглядность — пред­ставляет собой различные карты, глобус и др.

1 Нельзя игнорировать старые пособия 2 Наглядн для усовершенствования процесса обучения 3 Но должно быть чувство меры 4 Демонстрация должна быть походу изложения, а не заранее. 5 Сконцентрировать внимание ученика => руководить вниманием ученика

Принцип доступности: Материал соответсвует уровню развития учеников. Материал – доступен, понятен. Если материал осложнен, то понижается мотивация, т.е теряется интерес. => переутомление

Если материал примитивен – тоже интерес понижается. Обучение на высоком уровне сложности – доступен и challenging

Размышления, умозаключения должны присутствовать

  1. В обучение нужно от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому

  2. Простое, доступное объяснение. Использование аналогий

Принцип сознательности и активности в обучении

Опознанное усвоение знаний. Понимание сущности проблемы.

Активность в обучении – интенсивная умственная и практическая деятельность

1 Ученики должны понимать цели и задачи предстоящей работы

2 Использование различных методов

3 необходимо увязывать известное и неизвестное

4 Ученики должны найти причинно-следственные связи

Важно добиться, чтобы школьники прониклись необ­ходимостью изучения тех или иных школьных предметов, приобретения умений и навыков. От того, насколько вер­но будет понят фактический материал, зависит созна­тельное усвоение программы. Следует отметить, что в этом процессе не менее весомую роль играет мыслитель­ная деятельность учащегося, которая дает возможность формировать необходимые посылы для приобретения знаний, умений и навыков.

Принцип систематичности и последовательности

Предполагает передачу и получение знаний в определенной системе

Сущ дидактичские правила

1 формирование системы знаний

2 осуществление межкультурной связи

3 создание почвы для последующего урока (система урока)

4 постоянное повторение материала. С новых позиций и связь с личным опытом. => практическая деятельность ученика. Связь теории с практикой.

Принцип прочности:

Прочное закрепление материала

Прочность зависит:

- объективные факторы – содержание, система, объяснение, методы преподавания

- субъективные факторы – отношение ученика к материалу, память, значимость

Правила:

1 обучение проявляет определенную познавательную активность

2 методы обучения должны быть разными

3 опираться на имеющийся практический опыт учеников

4 связь обучения с будущей практической деятельностью.

Принцип развивающего обучения:

Ученик должен сформулировать определен принципы, характер , являющейся базой для будущей жизни.

1 За определенными понятиями, формой – стоит содержание

2 Чаще задавать вопросы: почему? Развитие причинно-следственных связей

3 Учитель должен относиться уважительно. Похвала должна быть аргументирована. Надо возвышать личность ученика.

Принцип личностного подхода

Содержание, методы, форма обучения соответствуют возрастному уровню. (устойчивость внимания, темперамент, характер)

Индивидуальный подход – единая программа для всех учеников при индивидуальной форме и подходе к каждому ученику.

Все принципы взаимосвязаны. Нельзя недооценивать или переоценивать какие-то принципы.

Принцип научности направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие со­ временным требованиям. Более того, учащиеся в процесные знания применяются на практике. Применение знаний на практике дает возможность углубить усвоение и формирование умений и навыков