9. Активные методы обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Группа АМО | Назначение (цель использования) | Побочный результат | Позиция и действия ведущего | Особенности организации и проведения |
1.Дискуссионные методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение профессиональных и жизненных казусов, совещание специалистов и др. | Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать | Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, развитие мышления и наблюдательности, формирование критической позиции | Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт | Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют |
2.Игровые методы: психодрама, ролевые и ситуационные игры, деловые игры, ОДИ, инновационные игры, учебные игры и др. | Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций | Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли | Специализированы и дифференцированы в группе игротехников | Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу |
3. Рейтинговые методы: рейтинги эффективности, рейтинги популярности | Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности | Обострение конкурентных отношений, развитие гибкости, креативности | Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели | Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы |
4. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, тренинги эффективного родительства, тренинги поло-ролевого взаимодействия, тренинги продаж, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста и др. | Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание | Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, повышение открытости и сплоченности в группе, невротизация и соматизация, эмоциональные срывы | Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование | Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга |
Таким образом, каждая группа АМО имеет свое назначение. Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности участников. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп. Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр (учебные, ОДИ и т.п.) используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах. Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально-деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.). Тренинговые методы в основном имеют коррекционно- развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава зависит от уровня методического мастерства преподавателей.
Доклад и беседа являются наиболее известными формами обучения.
Для достижения соответствующего эффекта доклад необходимо всегда сопровождать использованием наглядной информации. Доклад требует от слушателей определенного напряжения, поэтому среднестатистический обучаемый с трудом запоминает большой объем информации.
Таким образом, предпочтительнее сделать не один длинный доклад, а несколько маленьких докладов, сочетая их с другими формами обучения.
Учебная беседа имеет смысл, когда у участников есть уже предварительные знания и на этом можно построить интересную беседу. Учебный материал совместно перерабатывается в ходе беседы. Это очень полезная, но не простая форма обучения. Она требует от преподавателя наличия педагогического дара и хорошей техники игры вопросов и ответов.
Недостаток этих методов состоит в том, что студент играет здесь довольно пассивную роль, основная же роль у преподавателя.
В центре современного занятия должно находиться не преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над учебным материалом.
Необходимо побуждать студентов быть более активными и самостоятельными, и здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе.
Во время работы с партнером или работы в группе необходимы взаимообмен информацией, совместная работа над учебным материалом.
Групповая работа до сих пор развита недостаточно. Происходит это, видимо, по той причине, что работа в группе требует сравнительно много времени, следствием чего является явно неблагоприятное соотношение времени и результатов. Однако значимость таких способностей, как умение работать в команде, обмениваться мыслями и дискутировать, кооперироваться, совместно приходить к единому мнению, неоспорима. Групповая работа требует не только много времени для подготовки, проведения и оценки, но и очень точного формулирования задач.
Целесообразно на занятиях (семинарах) проводить игры (ролевая игра, плановая игра) и изучение конкретных случаев, ситуаций.
Можно использовать также микроучебу: студент выполняет упражнение, другие вместе с ним под руководством преподавателя начинают обсуждать ход выполнения упражнения и совместно искать возможные пути его решения.
Программированный инструктаж также практикуется благодаря развитию персональных компьютеров (умения и навыки пользования компьютерными программами). Однако учебные программы не могут заменить собой занятия. Обучаемые не должны работать слишком долго в одиночку с учебными программами. Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий приведены в таблице.
Важными критериями выбора формы обучения являются структура учебного материала и предварительные знания обучаемых.
Необходимо заранее знать, можно ли материал использовать для самостоятельной работы студентов или нужно заложить необходимые основы на семинаре. Следует обращать внимание при выборе метода обучения на то, чтобы методы обучения своевременно менялись, чтобы обучение было как можно более активным.
Также необходимо использовать как можно больше коллективных форм работы обучаемых.
Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий
Метод (форма) занятия | Цель использования метода | Преимущества | Недостатки |
Доклад | Передача знаний | Экономия времени, охват всей группы | Слабый учебный эффект, пассивность слушателей, их быстрая утомляемость |
Учебная беседа | Активизация знаний, работа с содержанием | Хороший учебный контроль, активизация студентов | Требует много времени, лекционность |
Работа с партнером | Совместная работа с материалом | Обмен мнениями, активное обучение, интенсивное взаимодействие с материалом | Требует больше времени |
Групповая работа | Работа совместно, развитие коммуникабельности | Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения | Требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя |
Ролевая игра | Вхождение в роль и гибкая смена ролей, стратегии решения проблем | Близость к практике, активизация студентов | Возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников, необходима интенсивная подготовка преподавателя |
Плановая игра | Применение знаний на практике | Близость к практике, высокая активность, высокий учебный эффект, интегрированный контроль успешности обучения | Большие издержки, ограниченное число участников |
Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление рабочих заданий, материалов) нередко требует больших затрат сил, чем написание доклада, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать консультационную помощь.
- Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
- 2. Процесс обучения, сущность, движущие силы, закономерности обучения.
- 3. Цели, задачи и принципы обучения.
- 4. Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.
- 5.Документы, определяющие содержание образования. Государственный стандарт
- Учебные планы и программы
- 1 Теоретико- познавательный компонент
- 2 Инструментально- практический компонент
- 7. Метод обучения как многомерное явление. Классификация методов обучения.
- 8. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения для конкретной учебной деятельности.
- 9. Активные методы обучения.
- 10. Средства обучения, их типология и характеристика.
- Средства обучения как компонент педагогического процесса
- Технологии традиционного обучения.
- Технология педагогических мастерских (почитайте, может это тоже надо?)
- Этапы работы мастерской
- 21. Технологии проблемного и диалогового обучения.
- 22. Технологии интегрированного обучения
- 23. Технологии игрового обучения.
- 24. Технологии крупноблочного и модульного обучения.
- 25. Технологии дифференцированного обучения
- 26.Интенсивные методы обучения.
- Новый Образовательный Стандарт
- 8 Вопрос.
- Классификации методов обучения
- 1. Словесные методы изложения
- 2. Наглядные методы
- 3. Практические методы
- 4. Дидактические игры
- 6. Программированное и компьютерное обучение
- 7. Дистанционное обучение