3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
С морально-этическими нормами тесно соприкасаются и гражданские права участников исследования, нарушение которых влечет за собой ответственность по закону. Причем взаимоотношения в процессе исследований регламентируются не только Законом Российской Федерации «Об образовании», но также семейным, гражданским и уголовным законодательством, нормы которого педагогу следует знать и учитывать в своей работе.
Так, п. 3 ст. 56 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. 10.01.2003) предусматривает в качестве дополнительного основания для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника». Эта же норма закреплена ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации от 21.12.2001 г.
Психическое насилие — это такое воздействие на человека, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие может привести к формированию у обучающегося (воспитанника) патологических черт характера, определяющих выбор агрессивного или суицидального (самоагрессивного) поведения, может затормозить развитие личности.
Диагностическая деятельность педагога, участвующего в исследованиях, может быть признана формой психического насилия, если включает в себя угрозы в адрес учащегося (воспитанника), его преднамеренную изоляцию, предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, оскорбление и унижение человеческого достоинства, использование результатов для систематической необоснованной критики ребенка, выводящей его из душевного равновесия, постоянную негативную характеристику обучающегося; демонстративное негативное отношение к нему, запугивание ребенка. Исследователю, организующему диагностику, не следует провоцировать педагогов на такие действия.
Требование конфиденциальности предполагает неразглашение результатов диагностики без прямого согласия на это самого диагностируемого, если он совершеннолетний. Если же речь идет о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их диагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц (опекунов, попечителей), которые согласно Семейному кодексу Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ст. 56) осуществляют защиту прав и законных интересов ребенка. Исключение составляют лишь случаи выявления угрозы жизни и здоровью участникам исследовательского процесса. Не является разглашением результатов использование их в научных целях или как части статистического обследования, когда не указываются точные имена и фамилии диагностируемых или испытуемых.
Исследователю следует понимать, что неумелое использование диагностических данных может обернуться клеветой, оскорблением, нарушением неприкосновенности частной жизни и повлечь за собой ответственность согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (например, по ст. 129. Клевета; ст. 130. Оскорбление; ст. 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни; ст. 140. Отказ в предоставлении гражданину информации) или Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ст. 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации).
Клеветой может быть признано преднамеренное искажение или неадекватная интерпретация полученных данных; оскорблением — унижение чести и достоинства ребенка или его родителей, выраженное в неприличной форме; а нарушением неприкосновенности частной жизни — незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Учет этих правовых норм предъявляет особые требования к профессионализму педагога в применении эмпирических методов исследования, а также использовании их результатов.
Другим примером научной недобросовестности некоторых соискателей могут служить искажение и фальсификация наблюдений, фактов, расчетов и даже отсутствие первичной документации1. В этих случаях представляемые положения и выводы не могут быть признаны достоверными, а исследовательская работа — просто фальшивка.
В исследовательской работе следует учитывать законодательный запрет на плагиат. Согласно ст. 146 Уголовного кодекса РФ (нарушение авторских и смежных прав), присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного на период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев.
При написании работы, используя выводы других авторов, исследователь обязан делать ссылки на источник заимствования. Указанные ссылки должны делаться также и в отношении научных работ самого соискателя независимо от того, выполнены они в соавторстве или единолично. В отношении кандидатских и докторских диссертаций «Положение о порядке присуждения ученых степеней»2 устанавливает, что «в случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты» (п. 12)3.
Прямое, т.е. текстуальное, заимствование — не единственная форма научной недобросовестности. Встречается также завуалированное заимствование чужих научных результатов, положений, идей. Оно устанавливается путем сопоставления содержания произведений.
Федеральный закон РФ от 9.01.1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Федерального закона от 19.07.1995 г. № 110-ФЗ устанавливает права соавторов (п. 1, 2 ст. 10): «Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить своему соавтору использование произведения»1.
Много напряженности в научной деятельности создают вопросы о возможности и правомерности использования научным руководителем в своих печатных работах результатов, полученных исследователями, которые работают под его руководством. Здесь следует учитывать юридическую консультацию, содержащуюся в Бюллетене ВАК СССР (1978, № 6). В ней отмечается, что материалы таких исследований могут использоваться, даже если они не были опубликованы в соавторстве с соискателем. При этом научный руководитель вправе использовать только те научные результаты, которые принадлежат лично ему в творческом плане (идеи, постановка проблемы, методика эксперимента, выводы и обобщения и т.д.). В таких случаях в диссертации научного руководителя должны содержаться ссылки на соавторов проведенных исследований, а если в соавторстве с ними опубликованы научные работы, — то и на эти работы.
Исследователи должны быть корректными в отношении отражения авторства научных результатов, которые включены в их публикации, это важно и в профессиональном, и в этическом, и в правовом аспектах. Вместе с тем не следует ссылаться на авторство после каждого слова, которое уже было напечатано другим автором, — авторское право распространяется только на выводы, полученные другими исследователями. В связи с этим «дурным тоном» считается ссылка на автора, у которого прочитан данный материал, а не на того, который сделал эти выводы. Особенно аккуратно следует цитировать учебники и учебные пособия, которые могут и не содержать выводов, полученных в собственных исследованиях их авторов.
- Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
- 1. Общие понятия о науке
- 1.1. Наука как результат
- 1.2. Специфика педагогики как науки.
- 1.3. Критерии научности знания
- 1.4. Классификации научного знания
- 1.5. Формы организации научного знания
- 1.6. Принципы научного познания
- Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
- 2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
- 2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
- 2.2. Объект науки.
- 2.3. Предмет науки.
- 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
- 2.4. Категориальный аппарат науки.
- 2.5. Методы исследования.
- 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
- 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
- 3. Соотношение теории и практики образования
- 3.1 Влияние науки на практику образования.
- 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
- 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
- Тема 2. Психолого-педагогические исследования
- 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
- 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
- 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
- 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
- 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
- 1.5. Источники и условия исследовательского поиска
- 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
- 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
- 2. Научное исследование в образовании
- 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
- 2.2 Принципы научного исследования.
- 2.3. Основные характеристики научного исследования.
- 2.4.Субъектность в научной деятельности.
- 2.5. Виды научных исследований в образовании
- 2.6. Выбор научной специальности.
- 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
- 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
- 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
- 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
- 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
- 1. Дидактические исследования.
- 2. Исследования в воспитании.
- 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
- Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
- 1. Понятие «методология образования»
- 2. Философский уровень методологии образования
- 3. Общенаучный уровень методологии образования
- 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
- Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
- 1. Актуальность темы
- 2. Противоречие
- 3. Проблема
- 4. Объект
- 5. Предмет
- 6. Цель
- 7. Гипотеза
- 8. Задачи
- 9. Методы исследования
- 10. Критерии качества педагогического исследования
- 11. Система научных понятий и образовательная концепция
- Основные понятия по теме
- Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
- 1. Методологическая культура исследователя
- 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
- 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
- 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
- Тема 6. Организация исследования.
- 1. Исследовательский процесс
- 1.1. Принципы и правила исследования
- 1.2. Содержательные аспекты исследования.
- 2. Логика психолого-педагогического исследования
- 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
- 4.3.1. Понятие моделирования.
- 3.2. Роль моделирования в исследовании.
- 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
- 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
- 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
- 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
- 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
- 4.2. Логика проектирования.
- 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
- Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
- 1. Понятие метода.
- 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
- 3. Классификация методов исследования.
- 4. Теоретические методы исследования
- 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
- 3) Анализ и синтез.
- 5) Другие методы теоретического исследования.
- Тема 8. Эмпирические методы исследования
- 1. Требования к эмпирическим методам.
- 2. Наблюдение.
- 3. Методы опроса.
- 3.1 Диагностическая беседа.
- 3.2. Интервью в системе диагностики.
- 3.3. Анкетирование.
- 4. Контент-анализ.
- 5. Социометрические методы исследования.
- 6. Рейтинг.
- 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
- 1) Общие положения
- 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
- 3) Разработка теста
- 8. Контрольные работы в диагностике.
- 9. Психолого-педагогическое обследование
- 10. Изучение и использование передового опыта