logo
о науке

2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.

Выбор ведущих методов психолого-педагогического исследования обусловлен в первую очередь характером, предметом и задачами исследования.

Если исследование имеет теоретико-методологический характер, то безусловный приоритет отдается теоретическим методам исследования.

Задача такого исследования — выявить сущностные характеристики образовательных феноменов, установить закономерные связи, разработать научные подходы к исследованию педагогической реальности и т. п. В таком исследовании анализируются, систематизируются, обобщаются уже известные эмпирические факты, добытые другими исследователями, а также по-новому осмысливается теоретический материал, ранее включенный в массив психолого-педагогического знания. Поэтому ведущую роль здесь играют анализ, синтез, сравнение, классификация, а также интерпретационные методы.

В историко-педагогическом исследовании тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т.д. Изучаются учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной педагогической проблемы. Поэтому важную роль в такого рода исследованиях играют ретроспективный анализ, контент-анализ, интерпретация, понимание и другие теоретические методы.

В исследовании теоретико-прикладного характера создаются широкие возможности для применения всего комплекса психолого-педагогических методов. Предметом такого исследования могут выступать:

- психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у воспитанников какого-либо качества;

- отношения в учебно-воспитательном коллективе и способы их оптимизации;

- способы разработки содержания образования и т. п.

В качестве исследовательских задач могут быть выдвинуты:

- теоретическое обоснование образовательных процессов и (или) педагогической деятельности;

- разработка психолого-педагогических технологий или методических рекомендаций;

- выявление факторов и условий становления какого-либо качества;

- разработка средств, способствующих оптимизации отношений в группе, и т.п.

В теоретико-прикладном исследовании на первый план выходят эмпирические методы. Теоретические методы используются при работе с литературой, для получения выводов, систематизации и осмысления данных, полученных в результате эмпирического исследования, а также (и это чрезвычайно важно) при разработке концептуальных оснований исследования.

В психолого-педагогических исследованиях всех видов обязательно используется метод моделирования, поскольку построение теоретических моделей лежит в основе общей концепции исследования, обусловливает выбор способов решения проблем образовательной практики, а построение нормативных моделей необходимо для непосредственного соединения психолого-педагогических наук с практикой образования.

В том случае, если предметом исследования выступают отдельные качества личности или их внешние проявления (например, знания, умения, произвольность), то целесообразно широко использовать количественные исследовательские методы, подвергая их впоследствии математической обработке и качественному анализу.

Если же в качестве предмета исследования выбран сложный психолого-педагогический феномен (например, ценностные отношения), то наибольший эффект даст использование качественных методов, в том числе тех, которые не относятся к традиционным естественно-научным методам, — смысловой интерпретации, диалогического понимания и др. Количественные методы в последнем случае не исключаются, но им отводится подчиненная, вспомогательная роль.

Выбор оптимального комплекса методов и определение ведущих методов зависят также от методологических установок и концептуальных ориентиров самого исследователя.

В традиционной образовательной парадигме для оценки развития личностных и индивидуальных качеств воспитанника, а также для изучения образовательного процесса используются преимущественно естественно-научные методы исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.).

В гуманистической образовательной парадигме применяется ситуационный подход, когда диагностирование уровня развития обучающихся (воспитанников) и самого образовательного процесса происходит с помощью педагогических ситуаций, возникающих спонтанно или специально создаваемых исследователем. Основной метод диагностики в этом случае — наблюдение. Исследователь, наблюдая за поведением детей или взрослых, оценивая их высказывания, делает выводы о направлении и уровне их личностного или индивидуального развития.

Еще один подход к диагностике образовательного процесса и его результатов, разрабатываемый в рамках гуманитарной образовательной парадигмы, называется герменевтическим.

Герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo — разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

Диагностика процесса и результатов воспитания и обучения в нем происходит путем субъективного «вчувствования» исследователя в духовную сущность воспитанника и происходящих событий. При герменевтическом подходе диагностируются «типы проявлений жизни воспитанника». К ним относятся: 1) понятия, суждения и более сложные образования мысли (умозаключения), этот тип «проявлений жизни» дает понять лишь содержание мысли, но не позволяет судить о ее скрытой подоснове и полноте душевной жизни; 2) поступки; 3) выражения переживаний — сложные, системно оформленные результаты духовной деятельности: творческие работы по литературе, живописи, поэзии, дневниковые записи, письма и т.п.; эти «проявления жизни» поднимаются часто из глубин психики, не освещенных сознанием, и позволяют понять автора (воспитанника) лучше, чем он сам понимает себя.

Эти три подхода к диагностике не являются взаимоисключающими. Они определяют ведущие, системообразующие методы психолого-педагогического исследования, предполагая в то же время использование всего комплекса обоснованных к настоящему времени методов и разработанных методик. Так, герменевтический подход предполагает изучение воспитанника в различных ситуациях его жизни, деятельности, взаимодействия с другими людьми, а также истолкование его суждений, полученных в результате анкетирования, контент-анализа, выявленных в ходе социометрического исследования симпатий и антипатий и т.д.

В конечном счете выбор классификации и самих методов обусловлен ценностно-целевыми установками исследователя: авторитарный педагог склонен к насильственным, обличающим и уличающим методам, дающим «объективную» оценочную информацию; гуманитарная позиция исследователя предопределяет выбор методик, раскрывающих внутренние потенциалы саморазвития исследуемых педагогических явлений и процессов.