1) Общие положения
Классификации тестов имеют следующие основания:
- форма заданий — тесты устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные;
- содержание (предмет) диагностирования — тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
- цель тестирования — тесты, предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора;
- задачи — тесты вербальные и практические;
- формы процедуры обследования — тесты индивидуальные и групповые;
- направленность — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
- наличие или отсутствие временных ограничений на выполнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, и тесты результативности;
- уровень стандартизации — тесты высокостандартизированные и слабостандартизированные.
Работа над составлением тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые более или менее подходят для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на этой основе составляется план теста.
В психолого-педагогическом исследовании используются 4 основных вида тестовых вопросов.
1. Закрытые вопросы: испытуемому предлагают выбрать ответ из нескольких (как правило, 3 — 5) вариантов. Один из них — полный и правильный, другие — либо неполные, либо представляют типичные ошибки.
Например, на вопрос «Что называют медианой?» могут быть даны следующие варианты ответов: 1) это прямая, которая делит угол пополам; 2) это отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны; 3) это луч, исходящий из вершины треугольника и делящий пополам его противоположную сторону. (Правильный ответ — 2.)
2. Открытые вопросы: в предложенном утверждении имеется пропуск для заполнения его испытуемым.
Например: «Биссектриса — это луч, делящий (1)_______пополам; Аналогичным может быть задание на дополнение рисунка, текста, предложения (например, составить подписи к различным частям рисунка).
3. Вопросы на соответствие: начало и окончание фраз располагаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия, справа — их определения). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные. Например:
Название Определение
4. Вопросы на установление правильной последовательности: предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательности действий и т.п.
Тестирование возможно на бумаге, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или в автоматизированной форме с помощью компьютера. После окончания тестирования начинается математическая обработка полученных результатов.
Итогом тестирования группы учащихся является матрица результатов. За каждое правильно выполненное задание ставится единица, а за невыполненное — ноль. Таким образом, уровень знаний учащегося выражается в определенной сумме баллов. Если расставить учащихся в порядке убывания количества полученных баллов, получится ранжирование их по уровню знаний. Регулярное ранжирование учащихся дает педагогу представление о динамике результатов своей деятельности, о результативности тех или иных методов обучения. Регулярное тестирование позволяет индивидуализировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся.
Тесты не могут рассматриваться как универсальный и всеобъемлющий инструмент педагогического контроля в школе, даже в рамках контроля за успеваемостью учащихся. Ибо каждое задание теста и весь тест, поскольку он составлен из однородных заданий, направлены на выявление ограниченного комплекса признаков усвоения и понимания, и чем меньше признаков входит в комплекс, тем яснее возможная интерпретация результатов и тем лучше тест выполняет свою диагностическую функцию1.
- Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
- 1. Общие понятия о науке
- 1.1. Наука как результат
- 1.2. Специфика педагогики как науки.
- 1.3. Критерии научности знания
- 1.4. Классификации научного знания
- 1.5. Формы организации научного знания
- 1.6. Принципы научного познания
- Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
- 2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
- 2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
- 2.2. Объект науки.
- 2.3. Предмет науки.
- 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
- 2.4. Категориальный аппарат науки.
- 2.5. Методы исследования.
- 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
- 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
- 3. Соотношение теории и практики образования
- 3.1 Влияние науки на практику образования.
- 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
- 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
- Тема 2. Психолого-педагогические исследования
- 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
- 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
- 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
- 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
- 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
- 1.5. Источники и условия исследовательского поиска
- 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
- 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
- 2. Научное исследование в образовании
- 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
- 2.2 Принципы научного исследования.
- 2.3. Основные характеристики научного исследования.
- 2.4.Субъектность в научной деятельности.
- 2.5. Виды научных исследований в образовании
- 2.6. Выбор научной специальности.
- 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
- 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
- 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
- 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
- 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
- 1. Дидактические исследования.
- 2. Исследования в воспитании.
- 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
- Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
- 1. Понятие «методология образования»
- 2. Философский уровень методологии образования
- 3. Общенаучный уровень методологии образования
- 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
- Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
- 1. Актуальность темы
- 2. Противоречие
- 3. Проблема
- 4. Объект
- 5. Предмет
- 6. Цель
- 7. Гипотеза
- 8. Задачи
- 9. Методы исследования
- 10. Критерии качества педагогического исследования
- 11. Система научных понятий и образовательная концепция
- Основные понятия по теме
- Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
- 1. Методологическая культура исследователя
- 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
- 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
- 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
- Тема 6. Организация исследования.
- 1. Исследовательский процесс
- 1.1. Принципы и правила исследования
- 1.2. Содержательные аспекты исследования.
- 2. Логика психолого-педагогического исследования
- 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
- 4.3.1. Понятие моделирования.
- 3.2. Роль моделирования в исследовании.
- 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
- 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
- 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
- 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
- 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
- 4.2. Логика проектирования.
- 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
- Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
- 1. Понятие метода.
- 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
- 3. Классификация методов исследования.
- 4. Теоретические методы исследования
- 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
- 3) Анализ и синтез.
- 5) Другие методы теоретического исследования.
- Тема 8. Эмпирические методы исследования
- 1. Требования к эмпирическим методам.
- 2. Наблюдение.
- 3. Методы опроса.
- 3.1 Диагностическая беседа.
- 3.2. Интервью в системе диагностики.
- 3.3. Анкетирование.
- 4. Контент-анализ.
- 5. Социометрические методы исследования.
- 6. Рейтинг.
- 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
- 1) Общие положения
- 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
- 3) Разработка теста
- 8. Контрольные работы в диагностике.
- 9. Психолого-педагогическое обследование
- 10. Изучение и использование передового опыта