2.5. Методы исследования.
Методы исследования в науке — это система приемов и процедур деятельности, направленной на выполнение определенной исследовательской задачи. Всякая наука использует наряду с общенаучными специфические методы исследования.
Для достижения цели в конкретном исследовании применяется система методов, правильный выбор которых оптимизирует исследование и повышает его результативность.
Теоретические методы психолого-педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных образовательных процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование).
Эмпирические методы направлены на диагностику и изменение состояния исследуемого объекта.
Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями.
В сфере гуманитарного познания, к которой относится педагогика, все большее распространение получают качественные методы исследования, предшествующие выбору и применению математических и статистических методов. Они помогают избежать односторонности в получении научного знания, нивелирования индивидуальности воспитанников, а также обеспечить целостное восприятие их различий как объективный факт и норму. Соблюдение баланса между количественным и качественным в конкретном исследовании позволяет достичь подлинной научности.
При качественном анализе человек представляет для исследователя интерес не только как объект изучения и источник информации, но и как особый мир образов и переживаний.
В. В. Краевский выделяет некоторые наиболее характерные особенности качественных методов исследования:
- инструменты измерения разрабатываются и проверяются в ходе самой научной работы, часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход;
- исследовательские процедуры на качественном уровне дублируются редко;
- анализ осуществляется путем обобщения идей из собранных эмпирических данных; организация данных направлена на получение целостной картины.
Психологическая и педагогическая науки предназначены для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности.
Выбор методов конкретного исследования — задача исследователя, способы решения которой рассматриваются в след. лекциях..
- Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
- 1. Общие понятия о науке
- 1.1. Наука как результат
- 1.2. Специфика педагогики как науки.
- 1.3. Критерии научности знания
- 1.4. Классификации научного знания
- 1.5. Формы организации научного знания
- 1.6. Принципы научного познания
- Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
- 2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
- 2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
- 2.2. Объект науки.
- 2.3. Предмет науки.
- 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
- 2.4. Категориальный аппарат науки.
- 2.5. Методы исследования.
- 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
- 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
- 3. Соотношение теории и практики образования
- 3.1 Влияние науки на практику образования.
- 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
- 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
- Тема 2. Психолого-педагогические исследования
- 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
- 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
- 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
- 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
- 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
- 1.5. Источники и условия исследовательского поиска
- 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
- 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
- 2. Научное исследование в образовании
- 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
- 2.2 Принципы научного исследования.
- 2.3. Основные характеристики научного исследования.
- 2.4.Субъектность в научной деятельности.
- 2.5. Виды научных исследований в образовании
- 2.6. Выбор научной специальности.
- 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
- 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
- 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
- 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
- 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
- 1. Дидактические исследования.
- 2. Исследования в воспитании.
- 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
- Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
- 1. Понятие «методология образования»
- 2. Философский уровень методологии образования
- 3. Общенаучный уровень методологии образования
- 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
- Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
- 1. Актуальность темы
- 2. Противоречие
- 3. Проблема
- 4. Объект
- 5. Предмет
- 6. Цель
- 7. Гипотеза
- 8. Задачи
- 9. Методы исследования
- 10. Критерии качества педагогического исследования
- 11. Система научных понятий и образовательная концепция
- Основные понятия по теме
- Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
- 1. Методологическая культура исследователя
- 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
- 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
- 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
- Тема 6. Организация исследования.
- 1. Исследовательский процесс
- 1.1. Принципы и правила исследования
- 1.2. Содержательные аспекты исследования.
- 2. Логика психолого-педагогического исследования
- 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
- 4.3.1. Понятие моделирования.
- 3.2. Роль моделирования в исследовании.
- 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
- 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
- 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
- 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
- 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
- 4.2. Логика проектирования.
- 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
- Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
- 1. Понятие метода.
- 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
- 3. Классификация методов исследования.
- 4. Теоретические методы исследования
- 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
- 3) Анализ и синтез.
- 5) Другие методы теоретического исследования.
- Тема 8. Эмпирические методы исследования
- 1. Требования к эмпирическим методам.
- 2. Наблюдение.
- 3. Методы опроса.
- 3.1 Диагностическая беседа.
- 3.2. Интервью в системе диагностики.
- 3.3. Анкетирование.
- 4. Контент-анализ.
- 5. Социометрические методы исследования.
- 6. Рейтинг.
- 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
- 1) Общие положения
- 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
- 3) Разработка теста
- 8. Контрольные работы в диагностике.
- 9. Психолого-педагогическое обследование
- 10. Изучение и использование передового опыта