logo
о науке

1.5. Источники и условия исследовательского поиска

Стремление педагогов к психолого-педагогическому исследо­вательскому поиску в наше время поддерживается всеми уровня­ми управления образованием. Но одного стремления, даже осно­ванного на осознании проблем, мало. Нужно использовать источ­ники, подпитывающие такой поиск, родники, из которых можно почерпнуть для творческой переработки подходы, образцы, идеи, методы и технологии.

Можно выделить по крайней мере пять таких источников.

1. Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы, отраженные в философии, религии, искусстве, народных традициях. Воспита­ние, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Между тем после крушения официальной коммунистической идеологии и ком­мунистических идеалов в обществе и в среде педагогов ощущается идеологический вакуум, острый кризис идеалов. Он в определен­ной мере компенсируется религиозной идеологией и религиоз­ным сознанием. Однако такой выход приемлем не для всех. «Во что же верить? Как можно воспитывать, если все идеалы низверг­нуты?» — спрашивают педагоги. Думается, что конструктивный ответ на этот вопрос есть

Педагогические идеалы должны быть связаны с непреходящи­ми гуманистическим ценностями, с идеалами человеколюбия, с культом личности (не отдельной, а личности каждого). Вера в человека, поиск путей его максимальной реализа­ции, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на свободное развитие и счас­тье — это ядро любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего.

2. Достижения всего комплекса наук о человеке, а также реко­мендации, вытекающие из современных научных подходов, осо­бенно рекомендации медицины, валеологии (учения о здоро­вье), психологических и педагогических наук, в том числе соци­альной педагогики, социальной, педагогической и возрастной психологии.

Существует тот аргумент, что научные педагогиче­ские знания не столь уж важны, так как педагогика — не столько наука, сколько искусство, а недостаток знания педагог компен­сирует опытом. Практическая педагогика, конечно, великое ис­кусство, где очень много зависит от Мастера, но в основе этого искусства лежат научные принципы, подходы, системы. Если они выявлены, если они используются, практика существенно вы­игрывает, уменьшается вероятность потерь и ошибок. Противопо­ставлять научную теорию и практику (искусство) -- все равно что противопоставлять теорию музыки, музыкальную компози­цию, в конечном счете — музыкальную грамотность искусству исполнения. И несколько слов о медицине и валеологии (науки о здоровье). В полезности рекомендаций этих наук мало кто сомне­вается. Однако вся практика воспитания и обучения очень мед­ленно и неполно учитывает советы и рекомендации, нацелен­ные на сохранение здоровья, ищет способы здоровьесберегающего образования.