logo
о науке

10. Изучение и использование передового опыта

Передовой опыт — один из самых доступных практике источ­ников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного пере­дового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его перера­ботку, модификацию, по существу, в процесс выработки на ос­нове известного образца своего, авторского варианта. В таком слу­чае вполне правомерно считать его изучение и использование са­мостоятельной методикой исследования.

Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различ­ным исследовательским целям:

- выявлению существующего уров­ня решения образовательных, воспитательных, социально-про­филактических и иных задач,

- узких мест и конфликтов, возникающих в практике,

- изучению доступности и эффективности науч­ных рекомендаций,

- выявлению элементов нового, рационально­го, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых коллективов и работников.

Предметом изучения при использова­нии указанного метода может быть опыт массовый (для выявле­ния ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передово­го опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, стано­вятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригиналь­ные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания.

Есть все основания выделить из всего комплекса источников и условий перестройки образования и воспитания именно передо­вой опыт и сосредоточить внимание на способах его изучения и использования.

Вызвано это тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точки практики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этом смысле он ока­зывается незаменимым как ориентир для массовой практики. Из­вестно, далее, что педагогическая наука зачастую не успевает до­статочно оперативно откликнуться на запросы практики, и жи­вой опыт мастеров и новаторов оказывается наиболее оператив­ным способом решения острых практических вопросов. Наконец, известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин вне­дряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается на­глядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы. Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоены сначала в передовом опыте.

Какой же опыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристике передовой опыт не только про­тивопоставляется отрицательному, но и не совпадает полностью с наиболее близким ему опытом положительным.

Положительный опытэто опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие совре­менным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уро­вень, который достигнут в массовой практике.

Передовой опытэто опыт, реализующий прогрессивные тен­денции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкрет­ных условиях и ситуациях результатов.

Хотя для изучения и рас­пространения передового опыта сделано немало, в этой работе остается еще ряд серьезных недостатков. Не создана единая система выявления, регистрации (патентования), хранения и распрос­транения передового опыта.

Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истол­кование, коррекцию и распространение.

Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задача­ми, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и воспитанников и достигнутыми результатами.

Недостаточно вы­членяются и показываются объективные связи и закономерно­сти, лежащие в основе достигнутых успехов, связь опыта с пере­довыми идеями современной педагогики, психологии, социоло­гии, теории социальной работы, с одной стороны, и субъектив­ные формы их воплощения, связанные с личностью педагога, — с другой.

Вследствие этого описываются и распространяются от­дельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельно­сти, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом.

Не раскрываются психологиче­ские условия и механизмы рождения нового.

Чтобы преодолеть отмеченные недостатки и обеспечить науч­ный подход к организации, выявлению, изучению и распростра­нению передового опыта, полезно положить в основу работы сле­дующие вытекающие из теории и проверенные практикой поло­жения:

  1. Изучение и распространение опыта должно вестись на осно­ве современных концепций воспитания, обучения и социальной помощи и предполагать развитое самостоятельное педагогическое мышление руководителей, методистов, учителей, воспитателей, понимающих реальные потребности конкретного образовательного учреждения и его готовность к восприятию и творческой перера­ботке опыта.

  2. Распространять и внедрять нужно, следуя К. Д. Ушинскому, не сам опыт, а прежде всего идею, мысль, извлеченную из опыта, подходы, закономерности. Набор же приемов и методов, использу­емых в передовом опыте, должен органически вытекать из идеи, замысла и использоваться творчески, с учетом накопленного опы­та, возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта. Возможно, добавим мы, вычленить и передать (или позаимствовать) технологию, т. е. структурированную систему действий и операций, если она оказывается пригодной для иных условий. Для этого нужно овладеть методикой выявления, описания, анализа и обобщения опыта.

  1. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комп­лексно, с учетом запросов конкретного адресата, реальных про­блем и задач, условий региона и микрорайона, подготовленности кадров. Новые приемы, частные усовершенствования должны орга­нически вписываться в сложившуюся систему работ, усиливать и совершенствовать ее. Если же речь идет о замене малоэффективных систем новыми, то внедрению подлежит логически обоснованная целостная система, охватывающая и цели, и идеи, и содержание, и средства педагогической деятельности. Именно в этом смысле А.С.Макаренко говорил об «индукции цельного опыта», который должен быть основанием для «советского педагогического закона».

  2. Введение нового эффективно тогда, когда эта работа стиму­лирует творческую деятельность как воспитателей, так и воспи­танников, когда возникает коллективный поиск, вынашивается и рождается свой, авторский вариант нововведения.

Необходимо иметь в виду, что понятие «передовой опыт» имеет не только абсолютный, но и относительный смысл. То, что давно освоено одним коллективом, может быть перспективным, передо­вым для другого. Нужно учитывать при внедрении актуальные (се­годняшние) и перспективные возможности коллектива и отдельных его членов, обеспечивая при необходимости поэтапное и вариатив­ное внедрение нового, дифференцировать цели обращения к опыту: инициирование творчества в коллективе, заимствование идеи, ис­пользование технологии, комплексное использование опыта и др.

Сам передовой опыт неодинаков по степени своей новизны и значимости.

Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания или, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны. Та­ковы, например, воспитательная система А. С. Макаренко или адаптивная «школа для всех» Е.А. Ямбурга.

Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усо­вершенствовании, развитии существующих форм и подходов, од­нако полезен и относительно легче распространяется.

Чтобы выявить истинно передовой опыт, отличить его не толь­ко от прожектерства и спекуляций, но и от опыта положительно­го, но традиционного, необходимо выделить критерии, отличи­тельные черты передового опыта.

В работах педагогов и методистов выделен ряд критериев пере­дового опыта. Назовем критерии, представляющиеся нам бесспор­ными и наиболее важными.

Актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития и научно-техниче­ского прогресса. Опыт помогает решать наиболее злободневные и трудные проблемы практики, но в то же время он должен содер­жать «задел», работать на перспективу, открывать новые возмож­ности совершенствования педагогического процесса, развития социальных и педагогических условий для учебно-воспитатель­ной работы.

Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса. Признак этот может проявиться в разной степени: от внесения новых положений в науку до более эффективных способов применения на практике уже известных положений и модернизации отдельных сторон пе­дагогического процесса.

Соответствие основополагающим положениям современных со­циальных наук. Подлинно гуманные результаты, глубокие поло­жительные сдвиги в развитии личности могут быть достигнуты только на основе гуманных средств, подлинного сотрудничества и сотворчества, только на основе сочетания индивидуального подхода с участием в коллективной жизни, только на основе развития активной деятельности воспитуемых и постоянного при­внесения в эту деятельность нового содержания и вновь осваива­емых способов деятельности и т.д. Конечно, эти и другие осно­вополагающие положения прогрессивной педагогики, социоло­гии и психологии в чем-то меняются, углубляются, совершен­ствуются. Но это происходит медленно, постепенно. Неучет же или игнорирование этих ведущих положений всегда ведет к не­успеху или псевдоуспеху, к мнимым или нестабильным резуль­татам.

Устойчивость, стабильность положительных результатов. Пере­довой опыт должен приносить весомые плоды: существенные сдвиги в характере социализации, уровне воспитанности, в общем разви­тии школьников, снижении правонарушений, сплочении коллек­тивов, повышении престижности образовательных учреждений и т.д. Под стабильностью опыта имеется в виду подтверждение его эффективности при некотором изменении условий, достижение положительных результатов на протяжении достаточно длитель­ного времени, с разным составом воспитанников.

Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты (педагог, школа, микрорай­он). Любой творческий опыт тесно связан с личностью его созда­теля, с индивидуальным стилем деятельности педагога, с тради­циями и так называемым творческим почерком коллектива. Одна­ко при анализе в опыте должны быть выделены идеи, средства, технологии, которые можно условно «отделять» от их создателей, которые не связаны только с их личностными особенностями и могут быть воспроизведены другими. К примеру, очень трудно переносится опыт работы по системе Ш. А. Амонашвили, однако гуманные идеи, установка на сотрудничество с ребенком, на про­живание вместе с ним его жизни, на открытость и доверитель­ность отношений могут вполне быть перенесены и успешно пере­носятся в иные условия.

Оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и воспитанников для достижения положительных результатов. Если положительные результаты достигаются за счет увеличения на­грузки, значительных дополнительных затрат времени, потери здоровья педагогов или воспитанников, то такой опыт нельзя от­нести к передовому.

Оптимальность опыта в целостном социально-педагогическом процессе. Предполагается возможность вписать конкретный опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением ни одной из других воспитательных и образовательных задач, а обеспечивая их более эффективное решение. Что стоит, напри­мер, достижение высоких результатов в спорте за счет отставания в учебе или призовое место в художественной самодеятельности за счет «отлучения» подростка от книги?

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку опыта и дает основание для его квалификации как передо­вого. Если речь идет о поисках возможностей организации новых очагов опыта как будущих опорных пунктов его распространения и внедрения, то критерии передового опыта могут быть представ­лены частично и неполно.

Последовательность (процедура) работы с опытом складыва­ется из четырех основных этапов:

1. Выявление, первичная диагностика и оценка опыта (по при­веденным выше показателям)

2. Описание социально-педагогических явлений (или их рекон­струкция по документам и свидетельствам) в их реальном после­довательности, опирающееся на накопленный фактический ма­териал и его систематизацию

  1. Теоретико-методологический анализ, главным содержанием которого является выделение несуших идей, замысла, тех­нологии его воплощения.

  2. Обобщение и рекомендации, связанные с выявлением обус­ловивших успех факторов, закономерных связей между нововве­дениями и результатами, научных основ опыта, с квалификацией и оценкой результатов и определением условий их распростране­ния.

Наибольшие затруднения при изучении и обобщении опыта встречаются при осуществлении двух последних этапов, а неред­ко они фактически вообще не осуществляются. Расшифруем про­цедуру работы с опытом несколько подробнее.

Описание социально-педагогических явлений начинается с ха­рактеристики описываемого объекта (класса, школы, клуба, се­мьи и т.д.), его социального окружения, характеристики состава класса (группы), включает содержание работы, ее структуру, спо­собы деятельности педагога и воспитанников, достигнутые ре­зультаты.

Обычно описание учебного процесса включает характеристику обновленного содержания, методов, оборудования, характера общения педагогов и учеников, результатов обучения.

Описание должно основываться не на внешних впечатлениях, а на накоплении фактического материала (совокупности фактов), что, в свою очередь, связано с фиксированием результатов спе­циально организованных наблюдений, проведением опросов, изу­чением сочинений, отзывов, текстов докладов и выступлений, протоколов советов и собраний, работ воспитанников, разрабо­ток мероприятий, планов и т. д.

Систематизация накопленного материала заключается в отборе и установлении наиболее характерных и интересных фактов, рас­крывающих систему работы педагога и коллектива (доверительный характер отношений, совместный творческий поиск, защищенность личности в коллективе и т. д.), а также в установлении временных и причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями.

Теоретико-методологический анализ заключается в выделении и специальном рассмотрении отдельных сторон, связей или зве­ньев опыта. Это связано или с рассмотрением самого педагогиче­ского процесса, например с выделением его целей, содержания, системы отношений, педагогических средств, форм организации, способов повышения интереса, мотивации деятельности, или с выделением интересов, педагогической «кухни», творческой мас­терской педагога.

Прежде всего выясняется, какие реальные противоречия, несо­ответствия, трудности массовой практики породили необходимость изучаемого опыта, того педагогического поиска, который дал по­ложительные результаты. Скажем, наличие неполных, конфликт­ных, педагогически несостоятельных семей, занятость родителей, утрата семейных традиций породили явное противоречие между желаемой и реальной ролью семьи в воспитании, общественную потребность либо в усилении воспитательных функций семьи, либо в их компенсации в системе других воспитательных институтов.

Далее выясняется реальная жизненная проблема и вытекающие из нее задачи. В нашем примере — проблема восстановления в новых со­циальных условиях воспитательных функций семьи и частичной компенсации их школой полного (или продленного) дня, системой разновозрастных отрядов, клубной работой и другими форма­ми внесемейного общения и воспитания. Выясняется, какие конк­ретные задачи были поставлены педагогом (или педагогическим коллективом, психологом) для решения назревшей проблемы, разрешения актуальных противоречий.

Особенно непросто выявить педагогическую идею творцов пе­редового опыта, которые нередко сами свою идею вычленить и сформулировать не могут. Она выступает, а часто и зарождается в виде замысла, т. е. определенной методической формы. Педагоги­ческая идея, как уже отмечалось, — это предположение о наибо­лее эффективных способах достижения педагогических целей, о способах контакта, взаимопонимания, совместной деятельности педагога и воспитанников. Замысел воплощает идею (пока мыс­ленно) в конкретных способах деятельности, методах и приемах. Конечно, и у творцов передового опыта идеи не всегда ориги­нальны, важно то, насколько они современны, как педагог (пси­холог, социальный работник) их использует, как он интерпрети­рует и конкретизирует идею в той сфере, в которой он работает, и в тех обстоятельствах, в которые он поставлен. Естественно, оригинальность идей и замыслов делает опыт особенно ценным.

Возвратимся к уже использованному примеру. Педагогическая идея восстановления воспитательного потенциала семьи может выразиться в замысле: организовать в школе или при клубе со­вместную деятельность родителей и детей, накопить опыт такой деятельности, чтобы пробудить у родителей вкус и помочь разви­вать умения общаться с ребенком, передавать ему свои знания, опыт, отношения к окружающему. Другая идея может заключать­ся в компенсации недостатков внутрисемейного влияния «семей­ной» атмосферой разновозрастных отрядов по месту жительства или разновозрастных объединений по интересам.

Только хорошо проанализированный опыт может быть сколь­ко-нибудь глубоко обобщен, ибо обобщение основано на установ­лении закономерных связей, сквозных линий между задачами, замыслами, идеями воспитателей, средствами, способами деятель­ности, различными сторонами педагогического процесса и внут­ренним миром воспитанников, их деятельностью и полученными результатами.

Обобщение может быть достигнуто разными путями. Целесооб­разно либо описать достигнутые положительные результаты, а уже затем выяснить способы и условия, благодаря которым они были достигнуты, либо описать содержание, средства, способы дея­тельности воспитателей и воспитанников, условия среды, а затем вести речь о закономерности достигнутых результатов. Но и в том и в другом случае нужно дать социально-педагогическое и психо­логическое истолкование наблюдаемых явлений и процессов, их квалификацию.

Например, выяснить, что исследователем используется методика организации коллективной творческой деятель­ности или, в другом случае, для восстановления воспитательных функций семьи используется методика постепенно ослабляемой помощи и интенсивной психологической поддержки и детей, и родителей. Затем нужно выявить существенные связи между усло­виями, факторами, определившими успех, характером деятель­ности и отношений воспитанников и полученными результатами. При этом внимание сосредоточивается на личности развивающе­гося человека, на сдвигах в его мотивационной, интеллектуаль­ной, эмоциональной и волевой сферах.

Должны быть обнаружены источники опыта (пример коллег, публикации, собственные по­иски и раздумья и т.д.), выявлены его научные основы, т. е. зако­номерности, подходы, принципы, осознанное или неосознанное использование которых привело к успеху. Полезно выявить и под­черкнуть роль личностных качеств педагога или руководителя, его увлеченности, преданности делу, работоспособности, изобретатель­ности, особо выделить то оригинальное, самобытное, что присуще именно этому педагогу и творимому при его непосредственном участии опыту. Грамотное, конкретное описание опыта, его по­элементный анализ и обобщение позволяют выявить связи объек­тивных противоречий, идей и замыслов созидателей опыта, харак­тера деятельности и отношений воспитуемых и воспитателей, по­лученных результатов, показать своеобразие и научные основы опыта. Выполнить указанные требования удается не всегда.

Дело, конечно, прежде всего в качестве описываемого опыта, его общественной ценности и новизне. Но хочется обратить внима­ние и на другую сторону вопроса — на качество его анализа и обоб­щения, на умение увидеть единое в многообразном (общие идеи, подходы, закономерности) и многообразие в едином (разные ва­рианты решений, вариативность педагогических средств, гибкость тактики в достижении цели, реализации идеи и замысла и т. д.).

Так, многолетний опыт социальной профилактики, накоп­ленный тюменским клубом им. Дзержинского (его руководители Г.А.Нечаев, О.А.Селиванова), воплощает, как показал анализ, такие идеи: ранней профилактики асоциального поведения путем вовлечения потенциальных правонарушителей в клубный коллек­тив; соединения жесткой «ступенчатой» системы «инструкторского роста» каждого воспитанника с разнообразием и вариативностью видов деятельности; превращения членов клуба в воспитателей на основе их активного участия в коллективных общественно полез­ных делах. Идеи воплощены в замысле: разработана оригинальная методика поэтапного «инструкторского роста» каждого члена кол­лектива — своеобразный вариант «системы перспективных линий» А. С. Макаренко.

Творческим базисом для организации конкретной педагогиче­ской деятельности профилактического направления стала идея вовлечения в активную общественно полезную деятельность всех под­ростков, проживающих в микрорайоне, в том числе и тех, кто стоит на школьном или милицейском учете. Не фиксировать пра­вонарушения, не ставить нахулиганивших на учет, не сигнализи­ровать об их поведении в различные инстанции, не таскать их и их родителей или опекунов по различным комиссиям, не «проби­вать» путевки в спецучилища и спецшколы, а вовлекать подрост­ков в клубные коллективы, в коллективные творческие дела, по­исковые акции и т. д. — тем самым осуществляется наиболее дей­ственная профилактика правонарушений среди несовершенно­летних. Именно этим и занимаются Г. А. Нечаев и его последова­тель О. А. Селиванова. Имея на официальном учете минимум не­совершеннолетних, они фактически собирают в стенах клуба до сотни тех мальчишек и девчонок, которых по всем правилам уже поставили бы на учет, а то и определили бы в спецучреждения работники инспекции по делам несовершеннолетних.

Как итог работы по обобщению полезно оценить опыт по уров­ню его общественной значимости и новизны (опыт новаторский, модифицирующий), по адресной направленности (для кого приго­ден опыт, условия его использования), а также внести предложе­ния по корректировке опыта, его совершенствованию и развитию.

Распространение опыта осуществляется на основе устной и письменной пропаганды и наглядного показа. Средств для этого очень много: открытые занятия, школы передового опыта, твор­ческие отчеты, смотры-конкурсы, педагогические чтения, статьи в газетах и журналах, бюллетени и т. д.

Продвижение передового опыта в практику — активный, це­ленаправленный процесс, предполагающий преодоление труд­ностей, систему мер, обеспечивающих оперативную информа­цию и быстрый результативный поиск необходимых объектов изучения, инициативу и заинтересованность тех, кто в этом опыте нуждается.

Инициативное, избирательное использование тем и привлека­тельно, что педагог или коллектив волен сам, исходя из собствен­ных нужд и подготовленности, выбрать и направление, и конк­ретные адреса передового опыта.

Теперь все реже употребляют термин «внедрение передового опыта». И это верно. Внедрение так или иначе предполагает некое давление, насилие. Нужно работать над использованием или ос­воением этого опыта. Используя опыт как некую идею и общую основу, нужно, опираясь на него, выстроить свои варианты опы­та, в чем-то похожего на другой, но сотворенный умом и сердцем тех людей, которые этот опыт осваивают.

Освоение опыта ни в коем случае не сводится к его копирова­нию. Практика многократно убеждает, что копирование опыта не приносит благих результатов, что неудивительно, ведь этот опыт создавался в иных условиях, иными людьми, был основан на ра­боте с другими воспитанниками. Чужой опыт-образец можно срав­нить с канвой, по которой вышивают узоры собственной конфи­гурации и расцветки. Это материал, стимулирующий создание собственного варианта передового опыта.

Освоение опыта должно идти поэтапно.

На первом этапе проводится изучение обстановки, условий окружающей среды, характера и результативности взаимодействия институтов воспи­тания, потенциальных возможностей всех субъектов воспитания. Ведется диагностическая работа с целью выявления потребности в обновлении или совершенствовании педагогического процесса. Выясняется, что получается либо хорошо, либо недостаточно хо­рошо, либо совсем не получается. На этой основе осуществляется нацеленный поиск передового опыта.

На втором этапе руководитель работы принимает меры для ознакомления коллектива, а если нужно, родителей и обще­ственности с передовым опытом, с его теоретическими основа­ми, ведущими идеями и технологиями, выясняется близость идей и технологий, заложенных в опыте, стремлениям, потребностям, возможностям коллектива и отдельных исполнителей. Очень же­лательно ознакомление с таким опытом в действии, в его нагляд­но представленном виде.

На третьем этапе проводятся поиск и отработка наиболее приемлемых вариантов использования, чужой опыт адаптируется к конкретным условиям, вливается в работающую систему, в той или иной степени перестраивая ее, служит источником созида­ния нового опыта. На этом этапе необходимы диагностика, вни­мательное наблюдение за результатами, их обсуждение, а в слу­чае надобности — корректировка. Принимается решение о расширении (или, напротив, свертывании) процесса, вырабатыва­ются рекомендации по дальнейшему ведению работы.

Очень полезно сравнивать поэтапно получаемые результаты с результатами творцов опыта и анализировать причины как успе­хов, так и неудач.

В заключение подчеркнем весьма значимые функции передо­вого опыта в процессе психолого-педагогического исследования.

Прежде всего, передовой опыт, особенно при его соотнесении и сопоставлении с массовым, служит источником выявления про­тиворечивых моментов в развитии практики, ее «точек роста», служит источником выявления научной проблематики.

Передовой опыт, далее, — это фактор постоянной и действен­ной связи теории с практикой. Именно через него происходит наиболее эффективное и быстрое продвижение достижений на­уки в массовую практику. Передовой опыт, воплощая перспек­тивные научные идеи, материализует их, делает зримыми, конк­ретными, привлекательными.

Немаловажно и то, что передовой опыт, достигнутые в нем результаты служат средством убеждения и переубеждения не только работников сферы образования, но и более широкой обществен­ности, работников государственного аппарата, средством подго­товки общественного мнения, создает своего рода «внедренче­ский фон» для продвижения разрабатываемых новаций в практи­ку. Эту функцию никак нельзя недооценивать, учитывая реаль­ный консерватизм, силу инерции нашего общества относительно решения проблем образования, воспитания и развития личности.

Передовой опыт — основа реальных исследовательских проек­тов, способов их проверки, он во многом определяет содержание рекомендаций по совершенствованию практической работы.

Сложность связей между элементами педагогической системы, их взаимодействие и взаимовлияние, возможности перестройки и рационализации всех элементов и отношений педагогической си­стемы на нынешнем этапе развития общественных наук слабо поддаются точному расчету и прогнозированию. Поэтому ни мо­делирование, ни эксперимент, ни опытная работа, способствую­щие решению конкретных задач исследования, не могут сами по себе дать целостных, обобщающих и достаточно надежных резуль­татов. Их в состоянии дать только опыт.

426