1.2. Содержательные аспекты исследования.
С целью совершенствования исследовательской деятельности моделируется и сама эта деятельность. Модель исследовательской деятельности служит исходным пунктом для ее проектирования, предполагающего решение определенных педагогических проблем. К.Ингенкамп, анализируя методические вопросы психолого-педагогического исследования, выделяет следующие его содержательные аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретацию, информирование о результатах и контроль за ходом воздействия на объект исследования различных методов.
Первый компонент — сравнение — отправная точка процесса диагностики. Наблюдая за результатами обучения учащегося, мы сравниваем его прежние успехи с настоящими или же с результатами других учеников. Здесь важна сопоставимость сравниваемых характеристик, которые в педагогической диагностике называются соотносительной нормой. Для сравнения используются индивидуальные, социальные или объективные нормы. Сравнение несопоставимых норм приводит к ошибкам. Поэтому исследователь должен уметь выбирать эталон и грамотно его использовать в измерениях педагогического объекта. В роли эталона, как правило, используется нормативная модель диагностируемого свойства, качества или процесса.
В научно-педагогической литературе выделены требования к действиям сравнения при исследовании:
1) наличие нормативной модели как эталона для сравнения;
2) сопоставимость объектов сравнения (модели и исследуемого объекта);
3) возможность осуществления измерений;
4) владение статистическими методами обработки результатов измерения.
Второй компонент — анализ — определяет совокупность действий исследователя, которые связаны с необходимостью ответа на вопросы: из каких элементов состоит объект исследования? Частью (элементом) какой педагогической системы он является? Каковы причины отклонения наличного состояния объекта от эталона (нормативной модели)?
В процессе анализа исследователь выходит за пределы сопоставительной классификации наблюдений и устанавливает, почему результаты того или иного учащегося, например, отличаются от прежних, от результатов других учащихся или же отклоняются от нормативной модели. Чем больше степень несовпадения, тем тщательнее должен быть анализ причин, его породивших.
Третий компонент — прогнозирование (в переводе с греч. означает «предвидение, предсказание, основанное на определенных данных»), которое определяется как обоснованное выстраивание образа педагогического объекта и моделирование педагогического процесса по достижению этого образа. Психолого-педагогическая диагностика дает исследователю инструментарий для такой деятельности.
Четвертый компонент — интерпретация как процесс, в ходе которого исследователь: а) постоянно оценивает результаты диагностики; б) систематизирует полученную информацию, критически оценивает ее, подвергает индексации и обобщению" в виде концепции; в) сводит полученную информацию в единое целое в зависимости от ее важности.
На этапе интерпретации исследователь оценивает выявленные различия между нормативной моделью и фактическим состоянием объекта исследования, формулирует предположение относительно причин этих различий и тенденций к их последующему развитию. Делает он это на основе общепринятой либо индивидуальной концепции.
Пятый компонент — информирование о результатах исследования. Он связан с необходимостью сообщить о полученных результатах другим лицам, а также необходимостью опубликовать их.
Кроме этого, исследователь обязан осуществлять контроль за особенностями воздействия этих сообщений на объект исследования и эффективность исследования в соотношении с задачами образовательного процесса и профессионально-ценностными ориентациями, которыми руководствуется исследователь.
- Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
- 1. Общие понятия о науке
- 1.1. Наука как результат
- 1.2. Специфика педагогики как науки.
- 1.3. Критерии научности знания
- 1.4. Классификации научного знания
- 1.5. Формы организации научного знания
- 1.6. Принципы научного познания
- Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
- 2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
- 2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
- 2.2. Объект науки.
- 2.3. Предмет науки.
- 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
- 2.4. Категориальный аппарат науки.
- 2.5. Методы исследования.
- 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
- 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
- 3. Соотношение теории и практики образования
- 3.1 Влияние науки на практику образования.
- 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
- 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
- Тема 2. Психолого-педагогические исследования
- 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
- 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
- 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
- 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
- 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
- 1.5. Источники и условия исследовательского поиска
- 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
- 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
- 2. Научное исследование в образовании
- 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
- 2.2 Принципы научного исследования.
- 2.3. Основные характеристики научного исследования.
- 2.4.Субъектность в научной деятельности.
- 2.5. Виды научных исследований в образовании
- 2.6. Выбор научной специальности.
- 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
- 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
- 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
- 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
- 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
- 1. Дидактические исследования.
- 2. Исследования в воспитании.
- 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
- Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
- 1. Понятие «методология образования»
- 2. Философский уровень методологии образования
- 3. Общенаучный уровень методологии образования
- 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
- Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
- 1. Актуальность темы
- 2. Противоречие
- 3. Проблема
- 4. Объект
- 5. Предмет
- 6. Цель
- 7. Гипотеза
- 8. Задачи
- 9. Методы исследования
- 10. Критерии качества педагогического исследования
- 11. Система научных понятий и образовательная концепция
- Основные понятия по теме
- Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
- 1. Методологическая культура исследователя
- 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
- 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
- 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
- Тема 6. Организация исследования.
- 1. Исследовательский процесс
- 1.1. Принципы и правила исследования
- 1.2. Содержательные аспекты исследования.
- 2. Логика психолого-педагогического исследования
- 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
- 4.3.1. Понятие моделирования.
- 3.2. Роль моделирования в исследовании.
- 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
- 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
- 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
- 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
- 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
- 4.2. Логика проектирования.
- 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
- Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
- 1. Понятие метода.
- 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
- 3. Классификация методов исследования.
- 4. Теоретические методы исследования
- 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
- 3) Анализ и синтез.
- 5) Другие методы теоретического исследования.
- Тема 8. Эмпирические методы исследования
- 1. Требования к эмпирическим методам.
- 2. Наблюдение.
- 3. Методы опроса.
- 3.1 Диагностическая беседа.
- 3.2. Интервью в системе диагностики.
- 3.3. Анкетирование.
- 4. Контент-анализ.
- 5. Социометрические методы исследования.
- 6. Рейтинг.
- 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
- 1) Общие положения
- 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
- 3) Разработка теста
- 8. Контрольные работы в диагностике.
- 9. Психолого-педагогическое обследование
- 10. Изучение и использование передового опыта