logo
о науке

1. Понятие метода.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Чем богаче арсенал исследовательских методов, тем технологичнее, рациональнее и эффективнее научная деятельность. Запас исследовательского инструментария педагогики и психологии непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и творческого заимствования методов других наук. Однако в конкретном психолого-педагогическом исследовании не используется весь арсенал методов педагогики и психологии. Исследователь отбирает систему методов с учетом задач собственного исследования и его парадигмальной принадлежности. Важное требование к такой системе методов — оптимальность, т.е. необходимость и достаточность для решения задач исследования.

Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов. Под методом я разумею точные и простые правила, утверждал Р.Декарт. Метод — это правила действия. Метод непосредственно фиксирует то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия, — пояснял П.В.Копнин.

В понимании термина «метод» выделяются следующие трактовки: 1) способ деятельности; 2) совокупность приемов какой-либо деятельности; 3) способ или образ действия; 4) система действий и т.д.

Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как термине, -— это указание на целесообразное действие, предписание, как действовать.

Метод (от греч. methodosпуть исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Согласно М.И.Махмутову1, в понятии «метод» должны быть выделены две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает то, каким способом действует исследователь, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами).