logo
о науке

2.3. Предмет науки.

Предмет исследования в педагогике и психологии неоднозначен. Однако можно сформулировать общее определение для каждой из наук и выявить их взаимосвязь, основываясь на том, что предмет всякой науки — выявление законов и закономерностей соответствующей сферы природы или общества.

Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность — наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Закономерный — значит осуществляющийся на основе закона.

Понятие «закон» родственно понятию «сущность». Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы (например, философский закон перехода количественных изменений в качественные). Познание законов и закономерностей составляет предмет всякой науки. Показателями закономерности какой-либо связи является ее всеобщность, устойчивость и причинно-следственный характер.

Предмет педагогикиэто закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе.

Отношением называют связь между людьми, возникающую при общении, контактах. Отношение включает в себя восприятие, переживание, реакцию. Специфической человеческой формой отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение, является деятельность. Поэтому предмет педагогической науки определяется еще как закономерности педагогической деятельности.

Этот общий предмет педагогики уточняется и конкретизируется в ее разделах, теориях и отдельных исследованиях.

Предмет психологии основные закономерности (механизмы) порождения и функционирования психической реальности, которая может быть представлена психикой, сознанием, бессознательным, личностью, поведением и деятельностью.

С точки зрения теории деятельности предмет психологии — это законы порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Другими словами, предметом психологии является психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение в качестве предмета психологии ориентировочного аспекта деятельности, т.е. системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Наличие так называемого «вторичного объекта» определяет закономерности отношений в образовательном процессе: с одной стороны, эти отношения являются одним из тех самых посредников в исследовании общих закономерностей психики, а с другой — результаты анализа этих отношений в психологии возвращаются в педагогику как основание для построения конструктивных взаимодействий в системе образования. Таким образом, существует потребность во взаимовыгодном сотрудничестве между педагогикой и психологией.

Психология, по выражению В. В. Краевского, — непременный и постоянный спутник педагогики.

1) Психологическое знание служит важным источником развития педагогической науки — предпосылкой для выявления и формулирования педагогических закономерностей. Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики человеческой деятельности, учесть механизмы развития личности.

2) Психологическое знание о механизмах восприятия, их особенностях на разных возрастных этапах позволило педагогам решить широкий спектр проблем, связанных с применением словесных и наглядных методов обучения (в частности разработать правила и приемы проведения лекции, дидактической беседы, применения различных видов наглядности и т.д.).

3) Результаты исследований психологов в области мотивации послужили одним из источников педагогического поиска, посвященного проблеме формирования познавательного интереса. Знание особенностей мышления, понимания, запоминания позволяет педагогам обосновать выводы и рекомендации, касающиеся учебной деятельности учащихся.