1. Требования к эмпирическим методам.
Как правило, эмпирическими являются методы психолого-педагогической диагностики. Результаты психолого-педагогического исследования признаются достоверными тогда, когда они основаны на глубоком изучении реального педагогического процесса, проверке предварительных результатов при помощи точных показателей и широком использовании разнообразных методов диагностики.
В психолого-педагогических исследованиях применяется немало различных диагностических методов, среди которых есть ориентированные на количественный результат и на получение качественных данных о состоянии изучаемых явлений и процессов. Такие методы разделяются на стандартизированные (имеют в своем основании модель, предполагают наличие шкал и дают количественные результаты, характеризующие отдельные стороны объекта) и нестандартизированные (описательные, не имеют нормативной модели для сопоставления, направлены на получение целостного представления о состоянии объекта).
Утвердился подход, при котором методы этих двух групп взаимно дополняют друг друга и используются в зависимости от конкретных задач. Более того, каждая группа методов тяготеет к другой: стандартизированные методы в процессе их совершенствования делаются все более комплексными, дают возможно более полное представление об объекте, а результаты нестандартизированных методов выражаются в числовом виде, что позволяет применять математические и статистические методы их обработки.
Диагностический метод направлен на изучение психологической и педагогической реальности, имеет определенную специфику и особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, выражаемая сочетанием количественной и качественной обработки полученных результатов.
Диагностическая методика — это процедура измерения какого-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это фрагмент метода, характерная для него качественно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для решения конкретной задачи. Для освоения диагностической методики требуются ее изучение и отработка процедур ее проведения.
Поскольку слово «тест» в советской психодиагностике десятилетиями имело негативное значение («буржуазное происхождение»), то все используемые тесты были переименованы в методики. В современной теории психолого-педагогической диагностики термин «методика» преимущественно относится к нестандартизированным диагностическим инструментам, которые «в силу претензии на глобальную диагностику личности скорее не измеряют ее, а оценивают»1.
Под тестом понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения задании, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Диагностической техникой чаще всего называют локальные методики или тесты, носящие частный характер, направленные на получение фрагментарного знания о диагностируемом объекте.
Одно из важнейших требований диагностики — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы.
Первое значение данного понятия — статистическое: число, значение или уровень (или диапазон таких чисел, значений или уровней), которые являются репрезентативными для группы и могут использоваться в качестве основы для сравнения индивидуальных случаев. В этом смысле любое измерение центральной тенденции (или диапазона значений вокруг этого измерения) может приниматься как норма. Второе значение — менее формальное — любой образец поведения или выполнения, «типичный» или «репрезентативный» для группы или общества (социальная норма). И третье значение (наименее предпочтительное) — норма — синоним стандарта.
У категории стандарт в теории диагностики также выделяются три основных значения:
1) основание для сравнения, для создания оценочных суждений или измерений (оно близко к понятию нормы);
2) в системе шкалирования это произвольный эталон, который служит основанием для создания оценок психолого-педагогических величин;
3) любое социально одобряемое и ожидаемое поведение в обществе (следует отличать от нормы).
Стандарт предполагает некоторую единую типовую форму регламентации, нормирования процедуры и оценки диагностической методики или теста. Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке стандартизации показателях, сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках (Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов).
Минимум — самое низкое значение переменной, ряда или континуума. В соотношении с категорией «норма» минимум может пониматься как наименьшее из допустимых значений. Диагностический минимум определяет возможности организации педагогом помощи обучающемуся (воспитаннику) в зависимости оттого, какие результаты диагностики были получены.
Требования лежат в основе построения диагностического метода. При этом под требованием понимается условие, выполнение которого обязательно для обеспечения результативности метода. Выделяют требования процедурные и содержательные, внутренние и внешние.
Процедурные требования регулируют диагностическую деятельность процессуально.
К содержательным требованиям относится стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежат понятия нормы, надежности и валидности, названные Л.Ф.Бурлачуком тремя китами диагностических методик.
Внутренние требования выражены в принципах диагностики, вытекающих из объективных закономерностей.
Внешние требования — это правила организации диагностики.
- Тема 1. Наука как процесс познания и совершенствование практики
- 1. Общие понятия о науке
- 1.1. Наука как результат
- 1.2. Специфика педагогики как науки.
- 1.3. Критерии научности знания
- 1.4. Классификации научного знания
- 1.5. Формы организации научного знания
- 1.6. Принципы научного познания
- Сравнительная характеристика двух эпох развития науки (по в.В. Ильину)
- 2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
- 2.1. Педагогика и психология как сфера человеческой деятельности.
- 2.2. Объект науки.
- 2.3. Предмет науки.
- 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
- 2.4. Категориальный аппарат науки.
- 2.5. Методы исследования.
- 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
- 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
- 3. Соотношение теории и практики образования
- 3.1 Влияние науки на практику образования.
- 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
- 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
- Тема 2. Психолого-педагогические исследования
- 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
- 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
- 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
- 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
- 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
- 1.5. Источники и условия исследовательского поиска
- 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
- 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
- 2. Научное исследование в образовании
- 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
- 2.2 Принципы научного исследования.
- 2.3. Основные характеристики научного исследования.
- 2.4.Субъектность в научной деятельности.
- 2.5. Виды научных исследований в образовании
- 2.6. Выбор научной специальности.
- 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
- 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
- 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
- 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
- 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
- 1. Дидактические исследования.
- 2. Исследования в воспитании.
- 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
- Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
- 1. Понятие «методология образования»
- 2. Философский уровень методологии образования
- 3. Общенаучный уровень методологии образования
- 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
- Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
- 1. Актуальность темы
- 2. Противоречие
- 3. Проблема
- 4. Объект
- 5. Предмет
- 6. Цель
- 7. Гипотеза
- 8. Задачи
- 9. Методы исследования
- 10. Критерии качества педагогического исследования
- 11. Система научных понятий и образовательная концепция
- Основные понятия по теме
- Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
- 1. Методологическая культура исследователя
- 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
- 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
- 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
- Тема 6. Организация исследования.
- 1. Исследовательский процесс
- 1.1. Принципы и правила исследования
- 1.2. Содержательные аспекты исследования.
- 2. Логика психолого-педагогического исследования
- 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
- 4.3.1. Понятие моделирования.
- 3.2. Роль моделирования в исследовании.
- 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
- 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
- 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
- 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
- 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
- 4.2. Логика проектирования.
- 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
- Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
- 1. Понятие метода.
- 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
- 3. Классификация методов исследования.
- 4. Теоретические методы исследования
- 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
- 3) Анализ и синтез.
- 5) Другие методы теоретического исследования.
- Тема 8. Эмпирические методы исследования
- 1. Требования к эмпирическим методам.
- 2. Наблюдение.
- 3. Методы опроса.
- 3.1 Диагностическая беседа.
- 3.2. Интервью в системе диагностики.
- 3.3. Анкетирование.
- 4. Контент-анализ.
- 5. Социометрические методы исследования.
- 6. Рейтинг.
- 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
- 1) Общие положения
- 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
- 3) Разработка теста
- 8. Контрольные работы в диагностике.
- 9. Психолого-педагогическое обследование
- 10. Изучение и использование передового опыта