logo
О

Звукопроизношение

Обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследова­ния связной речи или по жалобам родителей обнаруживают­ся недостатки звукопроизношения.

В качестве дефектов звукопроизношения рассматрива­ются:

Логопед отмечает в протоколе, какие звуки имеют дефек­ты. При наличии пропусков звуков, их замен или смешений обязательно проводится углубленное обследование фонемораз-личения. Причем дефектные звуки включаются в языковой материал в обязательном порядке.

Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:

44

Выявление уровня владения звуком позволяет логопеду в дальнейшем избегать лишней ненужной работы. Например, если у ребенка звук недостаточно автоматизирован (отмечает­ся дефектное произношение только в самостоятельном выс­казывании), то ни к чему заниматься вызыванием звука и первичной его автоматизацией.

Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом.

До недавнего времени считалось, что обследовать звуко­произношение, так же как и говорить о его дефектности, мож­но только после пяти лет — контрольного времени для фор­мирования звуковой стороны речи. В настоящее время воз­раст пяти лет как рубеж для становления звукопроизношения подвергается сомнению. Кроме того, большое внимание уде­ляется ранней диагностики развития речи детей.

В ряде случаев наличие патологических тенденций в раз­витии звукопроизношения можно уверенно диагностировать в момент становления развернутой фразовой речи, различая патологию и физиологическую дислалию, т. е. несовершенства звукопроизношения, обусловленные особенностями становле­ния этой системы в онтогенезе. К показателям дефектности звукопроизношения можно отнести, прежде всего, различного рода искажения, свидетельствующие о формировании заведо­мо неверного артикуляционного уклада: боковые звуки, ве­лярные звуки, межзубные согласные.

Иногда дефекты этого рода являются результатом завы­шенных требований к ребенку со стороны родителей. Скажем, родители любыми способами пытаются добиться от трехлет­него малыша правильного произнесения звука «р». Посколь­ку его артикуляционный аппарат в этом возрасте не готов к устойчивой артикуляции сложного звука, а ребенку хочется угодить родителям, то в результате он производит велярно-увулярный звук, который обрадованные родители успешно

45

закрепляют в речи малыша4. ( Необходимо отметить, что наиболее частая причина обращения к логопеду со стороны родителей до сих пор остается та же, что и лет двадцать назад: «Ребенок не произносит звук "р"». И хотя на самом деле у ребенка могут отмечаться другие более серьез­ные проблемы в развитии речи, родители замечают только звук «р». Поэтому важно выяснять запрос, с которым они приходят на обследование.)

В подавляющем большинстве случаев причиной аномалий формирования звукопроизносительных навыков является несовершенство строения и дви­гательных функций артикуляционного аппарата.

Обследование проводится в игровой форме. В качестве усложненного материала для выявления звуков группы рис­ка в области замен и смешений (особенно неустойчивых вари­антов) детям среднего дошкольного возраста можно предъяв­лять отраженное проговаривание коротких стихотворений, насыщенных этими звуками, а детям старшего дошкольного возраста — доступные по содержанию скороговорки.