Особые требования
Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования. Поэтому разговаривать с мамой-педагогом и мамой-бухгалтером надо на разных языках, с использованием различных примеров, терминов.
Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Ни в коем случае нельзя строить свою беседу только на выделении недостатков ребенка. Это, как правило, вызывает агрессию родителей по отношению к специалисту. В более редких случаях это усиливает чувство отторжения ребенка: «Я же говорила, что он дурак», — в раздражении бросает реплику мать и уходит с консультации, окончательно разочаровавшись в собственном ребенке. Это грубейший промах специалиста-дефектолога.
В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдем активных союзников в лице родителей. В процессе беседы мы должны искать ответы на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски ответа на вопрос «Кто виноват?».
Родители не имеют педагогической и психологической подготовки, поэтому им трудно удержать в памяти все ваши рекомендации. В процессе консультирования попросите родителей записывать самые важные моменты, например, пусть они запишут логопедическое заключение, если оно не выдается им на руки. Если вы подготовили соответствующую бумагу, попросите их внимательно прочитать ее и задать любые вопросы. Настаивайте на том, чтобы они прерывали вас, если им что-то непонятно или что-то требуется уточнить.
В процессе информирования вы должны сообщить всю информацию, которая получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке. Но делать это надо деликатно, щадя родительские чувства, доброжелательно. Вы можете сообщить им о ваших предположениях, рекомендовав им провести дополнительное обследование. Вы даже можете посоветовать обратиться к другому логопеду. Необходимо отметить, что такая готовность специалиста к коллегиальному обсуждению своего мнения, укрепляет к нему доверие со стороны родителей.
Квалификация недостатков речи ребенка требует от специалиста обращения к конкретным примерам, которые родители могли наблюдать в процессе обследования. Поэтому логопед может обращаться к памяти родителей: «У вашего ребенка .... Помните, он нам ответил...». Такая аргументация.
положительно сказывается на приятии родителями дефектов речи своего ребенка. Без наглядных примеров они часто пожимают плечами и не понимают те мудреные слова, которые говорит логопед. «Аграмматизм», «дизартрия», «тонус» звучат для непосвященных страшнее «холеры». Многолетний опыт работы с родителями убеждает, что редкий родитель после логопедического обследования ребенка может внятно рассказать, какие дефекты речи были обнаружены у его ребенка предыдущим специалистом раньше. Для сравнения: медицинские диагнозы, связанные с соматическим здоровьем своего ребенка, многие родители знают несравненно лучше.
Попросите родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время. Проследите, чтобы эти записи делались не на случайных клочках бумаги, а в тетради или на большом листе бумаги.
Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях. Однако, если вы не убедите родителей в своей правоте, ваша рекомендация о направлении ребенка в образовательное учреждение повиснет в воздухе, поскольку родители вправе проигнорировать ваши слова и поступить так, как они считают нужным.
В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.
На этом процедура обследования заканчивается. Улыбнитесь на прощанье ребенку и его родителям. Пусть у них все будет хорошо. И у вас тоже.
функций органов артикуляции
Строение:
без особенностей;
без отклонений в строении.
Оцениваются: Щт
размер;
целостность;
отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.
Состояние двигательных функций: двигательные функции сохранны:
наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса.
Указываются:
характер, степень выраженности, в состоянии покоя, при
двигательных нагрузках;
каких органов артикуляции, с какой стороны.
Оцениваются:
объем движений, сила движений, точность, переключае-мость;
наличие синкинезий;
усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;
степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
Состояние звукопроизношения Оцениваются:
при произнесении изолированных звуков; при контролируемом произнесении звуков;
, в спонтанном общении. Указываются:
, звуки, имеющие дефектное произношение;
■ характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);
| устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
Состояние фонематического восприятия . Сформировано;
• не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).
Состояние слоговой структуры слова
Слова каких слоговых структур ребенок освоил;
если не освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);
характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/беа опоры на образец.
Состояние связной речи
• Вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание;
самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
степень развернутости (примерное количество предложений);
тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
• связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.); последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче--ская последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).
Лексико-грамматическое оформление Словарный запас:
объем соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой;
представленность в словарном запасе различных морфологических категорий — существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);
соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря — с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, за-
еняет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?);
особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении; , уровень сформированности обобщающей функции слова — наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.
) Грамматический строй:
тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;
развернутость предложения (длина в среднем);
степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмма-тизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;
уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.
Особенности голоса
Без особенностей, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный и др.
Характеристика интонационной стороны речи
Речь выразительная (невыразительная); интонацИо оформленная, монотонная, затруднения в использовании в0ц родительной интонации, в выделении логического удаРеНИЯ( паузации.
Темпо-ритмическая сторона речи
Без особенностей, темп ускорен, замедлен, скандированная-наличие слов с неправильно интонационно выделяемым уДар' ным слогом; наличие продолжительных пауз хезитации.
Речевое дыхание
Без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.
Пр^п°вяыеенаправления обследования речи °етеЙ дошкольного возраста
Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков . Особенности коммуникативного поведения
Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств
ОбследованиГ^он^ "
речи °НОЛОГИче^ой^7
СпецИфИКа построения I
Специфика использов
вых средств ЛЬЗОВани* языко.
I
- Этапы логопедического обследования
- 1 Ориентировочный этап
- Собеседование с родителями.
- Диагностический этап
- Методы логопедического обследования:
- Обследование речи дошкольников
- Словарный запас
- Грамматический строй речи
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Строение и функции артикуляционного аппарата
- Фонематическое восприятие
- Обследование речи младших школьников
- Устная речь школьников
- Аналитический этап
- 5 5 Информирование родителей стр 79
- Особые требования
- Направления Углубленного исследования при наличии показаний
- Обследование фонематического восприятия
- 9 Основные направления обследования речи детей школьного возраста
- Строение и функции артикуляционного аппарата