Строение и функции артикуляционного аппарата
Построение системы коррекционной работы по восполнению пробелов в формировании звукопроизношения требует, чтобы логопед достаточно четко представлял себе причину
появления этих проблем — клиническую форму речевой патологии: дислалию, дизартрию, ринолалию, моторную алалию. При каждой из них звуковая сторона речи страдает специфическим образом.
Определить клиническую форму патологии возможно только при обнаружении конкретных диагностических признаков, обуславливающих появление недостатков звукопроизношения.
Одной из причин могут быть отклонения или дефекты в строении артикуляционного аппарата. Строение органов артикуляции имеет достаточно высокую вариабельность в пределах физиологической нормы. Ребенок, овладевая фонематической системой языка в онтогенезе, ориентируется, прежде всего, на акустическое соответствие своей речи речевому социуму. Высокий уровень компенсаторных возможностей в раннем дошкольном возрасте позволяет это сделать достаточно успешно независимо от индивидуальных особенностей строения органов артикуляции. Однако некоторые отклонения в строении артикуляционного аппарата могут препятствовать формированию правильного звукопроизношения.
Другой причиной может быть нарушение двигательных функций артикуляционного аппарата. Наличие неврологической симптоматики служит одним из показателей наличия недостаточности звукопроизношения центрального генеза.
Некоторые данные о возможных причинах недостаточности звукопроизносительной стороны речи логопед получает в процессе изучения анамнеза, в беседе с родителями, наблюдая за ребенком. Наличие рубцов губы после операции, усиленной саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выражение лица ребенка и др. — это признаки, которые могут послужить пусковым моментом для углубленного исследования звуковой стороны речи, а также строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.
Немногие дошкольники позволят вам при первом знакомстве осмотреть их ротовую полость (эта процедура напоминает им о визите к стоматологу), поэтому мы откладываем эти тесты на тот период, когда между ребенком и специалистом установятся доверительные отношения5.( Расположение стакана с зондами и шпателями непосредственно перед глазами дошкольника приводит к развитию у него чувства тревоги. Поэтому данный инструментарий производит хорошее впечатление на родителей и плохое — на дошкольника.)
Обследование лучше проводить, не прибегая к зондам и шпателям. Перед тем как осмотреть ротовую полость ребенка, руки необходимо тщательно продезинфицировать, завершив дезинфекцию протиранием рук спиртом. Разумеется, у логопеда должны быть коротко подстрижены ногти, отсутствовать на них лак.
В первую очередь необходимо изучить состояние двигательных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявляется небольшое количество упражнений, направленных на принятие позы, переключения с одной позы на другую, удержание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы, щеки, язык, нижнюю челюсть, мягкое небо. Особое внимание уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в произнесении дефектного звука и не участвуют в произнесении сохранных звуков.
Сначала упражнения проводятся в игровой форме на уровне непроизвольных движений — имитации витальных артикуляционных позиций: «Покажи, как ты целуешь маму, как кошка язычком лакает молоко, оближи ложку с вареньем, дотянись языком до носа». Далее ребенку предлагается выполнить аналогичные упражнения на основе имитации движений логопеда («делай как я») с привлечением зеркала, по инструкции, т. е. на осознанном уровне. Полученные данные выполнения движений сопоставляются.
Продолжительность выполнения упражнений — не более 5-7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание выполняется не дольше 10 секунд (каждая поза), а количество повторений упражнения при его многократном воспроизведении составляет 4-6 раз.
Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточнения заключения логопед должен предложить ребенку упражнения для выявления состояния двигательных функций мимических мышц: «Покажи, какой ты сердитый, какой кислый лимон, ты удивлен* и др.
В ходе выполнения этих упражнений можно осмотреть строение органов артикуляции.
Для этого попросите ребенка широко открыть рот. Ребенок в этот момент должен располагаться так, чтобы его ротовая полость была хорошо освещена. В случае необходимости можно пальпировать твердое небо (при подозрении на наличие субмукозной расщелины или для обследования послеоперационного шва при открытой ринолалии). В ряде случаев могут потребоваться дополнительные клинические данные специалистов (ортодонта, отоларинголога, рентгенолога и др.). Порекомендуйте родителям пройти консультации врачей, прежде чем вы сможете сделать окончательное заключение о природе речевого дефекта.
- Этапы логопедического обследования
- 1 Ориентировочный этап
- Собеседование с родителями.
- Диагностический этап
- Методы логопедического обследования:
- Обследование речи дошкольников
- Словарный запас
- Грамматический строй речи
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Строение и функции артикуляционного аппарата
- Фонематическое восприятие
- Обследование речи младших школьников
- Устная речь школьников
- Аналитический этап
- 5 5 Информирование родителей стр 79
- Особые требования
- Направления Углубленного исследования при наличии показаний
- Обследование фонематического восприятия
- 9 Основные направления обследования речи детей школьного возраста
- Строение и функции артикуляционного аппарата