1 Ориентировочный этап
Задачи первого этапа:
сбор анамнестических данных;
выяснение запроса родителей;
выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.
Виды деятельности:
изучение медицинской и педагогической документации;
изучение работ ребенка;
беседа с родителями.
Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской и педагогической документации, которая изучается в отсутствие родителей или лиц их заменяющих. Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объем может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребенок. К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах
ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ1 и др.
По ходу изучения медицинской документации логопед
составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребенка, на наличие тяжелых и/или хронических заболеваний. Например, наличие очаговых изменений, отмеченных в результате проведения ЭЭГ, может свидетельствовать в пользу речевого дефекта, имеющего органический характер. Однако необходимо учитывать, что в медицинской документации не всегда указываются достоверные сведения. Например, достаточно часто завышается число Апгара, свидетельствующее о жизнестойкости плода. Могут отсутствовать сведения о пренатальном периоде развития ребенка, данные о ходе его раннего речевого развития. Поэтому в процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.
К педагогической документации относятся характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др. К ней же можно отнести школьный дневник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточной и итоговой успеваемости ребенка. Кроме того, в дневнике достаточно часто содержится переписка педагога с родителями, из которой можно выяснить некоторые особенности поведения ребенка в школе, а также особенности взаимоотношений с учителями. Например, очень показательны больших размеров двойки, выставленные в дневнике красными чернилами. Таких двоек у некоторых детей может быть несколько за один урок! Или неоднократные замечания, каждый раз начинающиеся со слов «ОПЯТЬ...». С другой стороны, дневник можно отнести к работам ребенка, поскольку в нем представлены
достаточно яркие образчики самостоятельного письма обследуемого.
В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально типологических особенностях. Кроме того, необходимо учитывать и стиль отношений «педагог — ребенок», которые также могут влиять на успешность адаптации ребенка в образовательной среде. Наличие неблагоприятных отношений или недостаточно грамотно сформулированных характеристик может навести нас на мысль о благоприобретенных проблемах, особенно в области освоения чтения и письма у школьников, т. е. на наличие педагогических ошибок.
Следующий шаг — изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого: наиболее объемный и разнообразный у подростков и наименее разнообразный у младших дошкольников.
К данному виду документации можно отнести рисунки, школьные тетради и дневник.
Рисунки или творческие поделки ребенка характеризуют его склонности, уровень сформиронннности моторно-графических навыков. Если логопед владеет проективными методиками, то на основе анализа рисунков, работ и т. п. он может сделать предположения об особенностях личности и акцентуациях ребенка.
Если к вам для обследования придет школьник, попросите его родителей принести следующий набор тетрадей:
рабочие тетради по русскому языку с домашними и классными работами. Они необходимы для того, чтобы выявить устойчивые затруднения на письме и сравнить качество работ, выполненных дома и в школе (например, где работы выполнены аккуратнее, где почерк лучше и ошибок меньше, там выше уровень внешнего контроля);
контрольные тетради с диктантами, они также позволяют выявить состояние слухового восприятия;
тетради для творческих работ (сочинений и изложений). В них можно наблюдать яркие проявления Дефектов строения текста, лексико-громматического недоразвития, несформированности слоговых структур);
рабочие тетради по математике. В них можно обнаружить проявления недостаточности пространственных представлений и выявить проблемы ориентации на листе бумаги;
для анализа письменной речи старших школьников необходима тетрадь по одному из учебных предметов исто рнн, географии, для лабораторных работ по химии или физике. В этих тетрадях ребенок пишет, не задумываясь над орфографической грамотностью, в них представлен максимальный набор ошибок различного характера, выявляются псе проблемы письменной речи, которые есть у школьника.
Аналогичные функции выполняет и дневник школьника. Как правило, дневники не проверяются учителями с точки зрения грамотности записи домашних заданий. Поэтому представленные в дневнике ошибки носят максимально развернутый характер. Кроме того, сама манера ведения дневника, характер оформления записей домашнего задапня, а также такая мелочь, как заполнение расписания уроков в дневнике одним из родителей и выяснение вопроса, почему этого не делает сам ребенок, может добавить выразительные черты в портрет нашего испытуемого.
Изучение работ ребенка помогает нам составить предварительный портрет личности ребенка, выявить особенности построения его произвольной (учебной) деятельности, составить перечень типичных устойчивых ошибок на письме, а также выявить те психические процессы, несформированность которых может обуславливать наличие дисграфии и дислексии у ребенка.
Таким образом, изучение документации не только предоставляет нам прямые сведения о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстаивается беседа с родителями ребенка.
- Этапы логопедического обследования
- 1 Ориентировочный этап
- Собеседование с родителями.
- Диагностический этап
- Методы логопедического обследования:
- Обследование речи дошкольников
- Словарный запас
- Грамматический строй речи
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Строение и функции артикуляционного аппарата
- Фонематическое восприятие
- Обследование речи младших школьников
- Устная речь школьников
- Аналитический этап
- 5 5 Информирование родителей стр 79
- Особые требования
- Направления Углубленного исследования при наличии показаний
- Обследование фонематического восприятия
- 9 Основные направления обследования речи детей школьного возраста
- Строение и функции артикуляционного аппарата