logo
О

Фонематическое восприятие

На схеме (приложение 2) этот раздел выделен особо. Фо­нематическое восприятие может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встреча­ются самостоятельные проявления фонематического недо­развития при благополучном формировании остальных сто­рон речи. В то же время недоразвитие фонематического вос­приятия является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьно­го обучения. Поэтому обследование фонематического вос­приятия является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и особенно предшкольного возраста. Но при наличии у ребенка определенных де­фектов произношения содержание этого раздела несколько преобразуется.

Стр50

Как правило, обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды сло­гов, содержащие оппозиционные согласные, которые они уме­ют произносить. Для детей младше 5-5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, детей старше 5,5 лет — три. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития речи ребенка.

В эти слоги включаются согласные, которые наиболее ча­сто страдают на письме, противопоставленные по признакам:

место и способ образования (на примере аффрикат «ц», «ч», щ»)6.( Аффрикаты предъявляются в слогах для различения их между собой и с их составляющими.)

В обследование включаются прямые слоги, в которых пред­ставлено чередование этих согласных, причем чередование пары дается несколько раз, каждый раз в ряду слогов меняет­ся порядок их следования.

Тестирование проводится в виде игры. Ребенок садится таким образом, чтобы ему не было видно артикуляции логопе­да. Если при обследовании ребенок видит лицо говорящего, то логопед должен при выполнении данного теста использовать экран, скрывающий артикуляцию. Логопед предъявляет сло­ги чуть в более замедленном темпе по сравнению с разговор­ной речью, четко произнося их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторить ряды слогов в точном соответствии с образцом только после того, как логопед закон­чит произносить этот ряд. Не допускается сопряженное проговаривание рядов.

В случае появления затруднений проводится специаль­ное тестирование по выяснению возможных причин появле­ния ошибок. С этой целью условия предъявления материала могут быть изменены по нескольким параметрам. Например, если это возможно, уменьшено количество слогов в ряду до двух; изменена скорость, громкость произнесения; увеличен уровень контроля и мотивации. Влияние этих факторов на качество воспроизведения рядов может свидетельствовать о несформированности произвольной деятельности у ребенка. Неизменно плохое качество воспроизведения, как правило, указывает на несформированность фонематического слуха первичного генеза.

При грубо выраженных недостатках различения оппози­ционных фонем на десемантизированном материале можно предложить ребенку идентификацию слов, различающихся оппозиционными согласными (том — дом, мал — мял, доч­ка — бочка, цвет — свет и др.). При проведении данного об­следования можно использовать предметные картинки (пар­ные и непарные) или предложить ребенку выполнять задание по описанию семантики слов через составление словосочета­ний, предложений, коротких текстов.

Для детей, имеющих отклонения в формировании произ­носительной стороны речи видоизменяется набор оппозици­онных звуков. Наряду с вышеперечисленными парами детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются и заменяются в их собственной речи. Поэтому в задание может включаться различение свис­тящих и шипящих звуков, рил. Кроме того, внимательному изучению подвергается более широкий спектр звуков, проти­вопоставляемых в русском языке по признаку звонкости — глухости — л, в — ф, с з, ш — ж и другие, а также их мягкие варианты), по признаку мягкости — твердости, по ме­сту и способу образования. Такое подробное изучение необхо­димо, чтобы специалист осознавал, насколько дефекты произ­носительной стороны коррелируют с дефектами восприятия, и строил коррекционную работу адекватно дефекту ребенка, с целью предотвращения проблем формирования письменной речи в дальнейшем.

Стр52

При заполнении протокола и речевой карты логопед отме­чает все пары, которые ребенок различает недостаточно четко, и условия, способствующие повышению качества различения, если они есть.

У детей предшкольного возраста состояние фонематиче­ского анализа изучается через возможность услышать нали­чие (отсутствие) звука в слове. Ребенку предлагается класси­фицировать материал с точки зрения наличия в слове того или иного звука. При этом может изучаться возможность вы­деления одного звука или пары, как правило, оппозиционных звуков.

Данный тест имеет несколько уровней сложности. Наиболее сложное задание — при котором ребенок рабо­тает с картинками молча. Ребенку дается набор картинок, в названиях которых содержатся определенные звуки, и пред­лагается разложить эти картинки на соответствующие груп­пы. В ходе выполнения упражнения у детей активизируются внутренние представления об образах слов.

Менее сложное задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать вслух названия картинок, прежде чем он определит, к какому классу оно относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляторных кинестезии и слуховых образов слов.

Более простое для ребенка — совместная работа с логопе­дом. Ребенок берет картинку в руки, ее название сначала четко проговаривает логопед, а затем проговаривает ребенок, после чего пытается определить место данного слова в классифика­ции. В этом тесте активизируется речеслуховой и речедвига-тельный анализаторы.

При дальнейшем упрощении задания ребенку предлага­ется материал для аудирования: он слушает вербальный ма­териал и с помощью условного знака (хлопок руками, подпры­гивание на месте, указание на материализованную опору) от­мечает те слова, в которых слышит заданный звук.

Наконец, аналогичное задание, направленное на выявле­ние дефектной модальности (анализатора), предполагающее наиболее низкий уровень сложности: ребенку предоставляет­ся возможность отраженного проговаривания предлагаемых лингвистических единиц, прежде чем он решит проблему наличия заданного звука в слове7.

7

В предшкольном возрасте в ряде случаев проводится проверка уровня сформированности предпосылок готовности к обучению грамоте.

В работах разных авторов набор этих предпосылок мо­жет значительно отличаться.

Поэтому мы советуем вам следо­вать советам того автора, чьей классификации дислексии и дисграфий вы пользуетесь.

Что же касается диагностики уровня владения навыками элементарного звукового анализа, то на этом мы остановимся в последующих разделах.