logo
О

Слоговая структура слова

Если у дошкольника обнаруживаются проблемы с исполь­зованием в самостоятельной речи слов различной слоговой структуры, обследование проводится как при самостоятель­ном назывании предметов, в том числе, по картинкам, так и в отраженном проговаривании отдельных слов, словосочетаний или предложений. В ряде случаев еще при обследовании зву-копроизношения вербальный материал отбирается таким об­разом, чтобы он представлял разнообразные слоговые структу­ры.

При отборе языкового материала необходимо соблюдать принцип его доступности для детей с точки зрения семантики и возрастных особенностей произношения.

Для детей с грубым речевым недоразвитием создаются специальные альбомы, в которых слова расположены в соот­ветствии с классами, выделенными А. К. Марковой. Для де­тей с менее грубой речевой патологией предлагаются слова сложной слоговой структуры.

При обследовании отмечается:

В слоговую структуру слова входит не только количество слогов в слове, их характер, но и акцентный контур слова, по­этому в обследование включаются задания по определению количества слогов в слове и ударного слога. Конечно, эти зада­ния можно давать только детям старшего дошкольного возра­ста, прошедшим специальное обучение. В остальных случаях можно ограничиться заданиями на восприятие акцентного контура: ребенку можно дать для различения слова, отличаю­щиеся ударением, типа: замок — замок, глазки — глазки, кружки — кружки.

При наличии у ребенка проблем в воспроизведении слов различной слоговой структуры и восприятия акцентного кон­тура слова, необходимо провести обследование ритмико-мело-дических структур на невербальном уровне.

При наличии у ребенка проблем звукопроизносительного характера процедура обследования далее разворачивается по двум направлениям:

  1. Обследование строения и двигательных функций артику­ляционного аппарата.

  2. Обследование состояния фонематического восприятия.