logo
О

Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

Особенностью речевой карты и се отличием от протокола является аналитичность. Если в протоколе фиксируются от­веты детей, то в речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрывают­ся механизмы патологических проявлений и приводятся при­меры детских ответов в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:

При заполнении паспортной части наряду с обязательны­ми данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Тогда, при отслеживании динамики развития ребенка, не придется каж-дый раз заниматься вычислениями, для того чтобы вспомнить, сколько лет было ребенку. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, обязательно указывайте годы и полные меся­цы жизни ребенка.

При заполнении раздела, посвященного раннему разви­тию ребенка, его заболеваниям, ранее поставленным диагно­зам, помните, что речевая карта доступна большому количе­ству людей, поэтому постарайтесь избегать заносить туда дан­ные, которые могли бы повредить ребенку или вызвать протест родителей (например, количество абортов у матери, наличие хронических инфекционных заболеваний и проч.). Подроб­ный сведения об этом хранятся в медицинской карте ребен­ка, доступ к которой ограничен. Разглашение медицинских тайн или факта усыновления ребенка против желания роди­телей может обернуться для вас кок педагога судебным ис­ком. В этой связи, если вы считаете необходимым упомя­нуть о некоторых заболеваниях или состояниях ребенка, ис­пользуйте шифр, в соответствии с которым это заболевание включено в МКБ 10 (международная классификация болез­ней десятого пересмотра). Таким образом, вы сужаете круг лиц. которые могут нанести вред ребенку, разгласив эти све­дения.

При заполнении последующих раздет укажите наличие/ отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер про­явлений и приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения (см. приложение 1).

К речевой карте школьников прилагаются образцы пись­менных работ ученика с выделенными и исправленными ошиб­ками. На полях работы специальными значками отмечают характер ошибок: I — орфографические ошибки, V — пунктуационные. Л — дисграфические. В соответствующим разделе речевой карты формулируется, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преоблада­ют, указываются особенности техники письма.

При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер ошибок, уровень понимания про­читанного и возможности роботы с текстом, в том числе — его воспроизведение (пересказ).

Завершается форма речевой карты разделом «Логопеди­ческое заключение».

Обратите внимание на то, что это не диагноз , а заключение, которое может быть более или менее развер­нутым. В заключении обязательно указывается структура дефекта, т.е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными. Далее указывается, первичным или вторичным нарушением, по мнению логопе­да, являются речевые дефекты, и — при возможности — опре­деляется клиническая основа печеной недостаточности (ме­дицинский диагноз).

На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования со­стоит не столько в констатации некоторого дефект, сколько в поиске путей, позволяющих этот дефект преодолеть или ском­пенсировать. Поэтому мы выделили следующий этап обследо­вания прогностический.

73

стр 76

Прогностический этап — очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании име­ющихся фактов и их осмысления специалистом определя­ется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются ос­новные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий. Выявление первично­сти и вторичности в структуре дефекта позволяет организо­вать коррекционно-развивающее обучение адекватно воз­можностям ребенка с целью его наиболее полной социали­зации.

Часто в ходе обследования ребенка возникают определен­ные сомнения в правомочности того или иного вывода. Поэто­му возможно решение логопеда о повторных обследованиях речи ребенка после некоторого периода обучения, с целью вы­явления динамики его развития и определения дальнейших перспектив.

Кроме того могут потребоваться дополнительные данные, которые логопед не может получить сам, поэтому можно реко­мендовать родителям пройти обследование у других специа­листов: врачей, психологов, учителей-дефектологов других специальностей и др. В этом случае окончательное заключение может быть сделано только после получения интересую­щих нас данных1.

В случае появления колебаний в постановке заключения все сомнения решаются в пользу ребенка. Необходимо учиты­вать стрессовую ситуацию, в которой работал ребенок, неиз­бежные ошибки, которые может совершить каждый даже в спокойной обстановке, отвлекаемость, время суток и состоя­ние ребенка во время обследования, а также другие факторы, которые могут снизить результативность и усредненность его деятельности. Кроме того, известно, что спускаться вниз по лестнице всегда легче, чем подниматься. Ребенок всегда смо­жет освоить более легкую программу обучения, а вот перейти на более сложную удается не каждому, особенно в школьном возрасте, если упущено время. В то же время нельзя закры­вать глаза на имеющиеся у ребенка проблемы в надежде, что «все рассосется само собой». В этом случае проблема все рав­но будет обнаружена либо при поступлении в школу, либо в ходе обучения в школе. Однако если время уже упущено, то далеко не всегда можно добиться хороших результатов. «По­чему мне об этом никто раньше не сказал? Я бы по-другому занималась бы с ребенком, я по-другому относилась бы к его неудачам», — эти реплики часто приходится слышать от ро­дителей школьников младших классов.

Образовательные маршруты могут быть реализованы в различных формах:

'В условиях ППМС Центра специалист, ведущий первичный прием, определяет набор специалистов, которые должны принять участие в обследовании ребенка. Заключение выносится на ос­новании решения консилиума, в ходе которого суммируются по­лученные данные.

77

Выбор организационной формы зависит от характера де­фекта, степени его выраженности, от психосоматического со­стояния ребенка, а также от социальных условий: особеннос­ти семейного воспитания, возможностей родителей, наличии на доступном расстоянии соответствующих специалистов в регионе.

Заключение, направления коррекционной работы и ее орга­низационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования — информационный или информирование родителей.