Обследование речи младших школьников
Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям:
в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок;
обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее начатки);
поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, усложняется и расширяется языковой материал;
в ходе тестирования возможно использование той лингвистической терминологии, которая была изучена к моменту обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окончание, гласный, согласный звуки и др.);
часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению и математике;
при проведении обследования письменной речи часть его может быть проведена фронтально в подгруппе или в классе.
Полнота и развернутость обследования зависит от запроса родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребенка. В наиболее полном и развернутом виде процедура обследования представлена на схеме (см. приложение 3). Так она проводится в том случае, когда запрос сформулирован следующим образом: «Не успевает по программе русского языка и/ или чтения», «Много ошибок на письме», «Плохо читает», «Учителя ставят двойки и грозят выгнать из школы» и т. п.
Таким образом на первый план выдвигаются проблемы освоения либо программы школьного обучения, либо отдельных школьных навыков.
Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий, с наиболее сложного для детей вида речевой деятельности — письменной речи. Прежде чем приступить собственно к процедуре обследования, необходимо установить контакт с ребенком.
Установление контакта начинается с представления. Не надо ждать от ребенка, когда он назовет свои фамилию и имя. Логопед должен представиться сначала сам, а потом поинтересоваться именем ребенка. Не забывайте улыбаться, обращаясь к ребенку, смотреть на него, а не в медицинскую карту или его тетради. Доброжелательный тон, спокойная обстановка помогут уменьшить тревожность ребенка, снизить уровень его беспокойства. Ведь школьники достаточно взрослые люди, чтобы осознавать свои проблемы (речь идет, прежде всего, о детях с сохранным интеллектом). Поход к логопеду дети рассматривают как экзамен, на котором будут выискивать их недостатки. Да и кому приятно, проходить обследование по поводу неудач в своей деятельности? Поэтому необходимо с первых шагов убедить ребенка, что логопед — союзник, что обследование нужно, чтобы помочь ребенку, а не для того, чтобы с лупой выискивать отдельные дефекты и недочеты.
Поэтому после того как вы представились, попытайтесь объяснить цели обследования. Например, это может звучать следующим образом: «Я знаю, что у тебя есть проблемы с чтением. Я понимаю, как неприятно получать двойки. Поэтому мы попытаемся разобраться, что тебе мешает научиться хорошо читать, и подумаем, как можно исправить сложившееся положение».
Ученика 3-4 классов можно попросить самостоятельно сформулировать проблему.
В ходе беседы наряду со слабыми сторонами необходимо выяснить и сильные стороны ребенка: какие предметы он любит, когда и сколько пятерок он получил, какие у него есть увлечения и достижения.
Во многих методических рекомендациях в качестве вопросов для беседы, направленной на выяснение кругозора ребенка, предлагаются вопросы типа:
Где ты живешь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу? И т. д.
Ряд детей, особенно те, кто постарше, воспринимает эти вопросы, мягко говоря, с удивлением. Поэтому их удобнее задавать в формализованном стиле, например как необходимый набор сведений для заполнения данных в речевой карте. В результате совместной деятельности по заполнению документации формируются предпосылки для организации совместной работы по выявлению особенностей и механизмов речевых недостатков.
Письменная речь
В обследование входят письмо и письменная речь (продуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как правило, оба. Поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности.
В начале обследования логопед предлагает ребенку выполнить небольшую творческую письменную работу, например описать какой-либо случай из жизни (как провел каникулы или выходные, как сходил в кино или гости и др.). При этом важно с самого начала ограничить объем работы, например пятью предложениями, сделав ее действительно небольшой. Подобное ограничение в объеме не только позволяет экономить время обследования, но и стимулирует активность самого ребенка. Кроме того, ограничение объема позволяет нам оценить умение ребенка планировать и равномерно распределять информацию. Ребенку предоставляется возможность выполнить эту работу полностью самостоятельно без подготовительной работы. Поэтому на время написания можно изолировать ребенка в отдельной комнате и в это время продолжить беседу с мамой или изучение работ ребенка. Если вы решили оставить ребенка в своем кабинете, то вы не должны общаться с матерью или на глазах ребенка изучать егр тетради. Эти действия могут его отвлекать, что в результате приведет к недостоверным данным.
Когда работа готова, обязательно предложите ребенку еще раз проверить ее самостоятельно и только после этого приступайте к совместной проверке. Совместная проверка написанного представляет очень много данных об уровне теоретический и практической грамотности ребенка, способах его деятельности по самопроверке, способах чтения письменного текста и наличия учебной произвольной деятельности у ребенка.
На основании данных, полученных при изучении письменных работ ребенка и только что написанной творческой неподготовленной работы, систематизации и группировки ошибок решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования. Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностыо устной стороны речи, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.
Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий методиками психологического и нейропсихологического тес-
57
тирования, либо психолог, также владеющий этими методиками. Поскольку изолированные формы недостаточности письма встречаются редко, есть смысл в совместном консультировании логопедом и психологом школьников с проблемами письменной речи.
Если в процессе анализа письменных работ был обнаружены ошибки, обусловленные несформированностью языковых средств устной речи, необходимо провести углубленное обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание, письменные ответы на вопросы.
Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объему письменных работ можно предложить для чтения текст.
Для обследования отбирается небольшой по объему незнакомый текст, примерно на 5-7 минут чтения. Можно использовать учебник по чтению, но взять еще не изученный рассказ, немного забежав вперед по программе обучения. Текст должен быть доступен по содержанию, не насыщен незнакомыми словами. Размер шрифта должен соответствовать размеру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для ученика первого класса подбирается текст с иллюстрациями.
Сначала необходимо дать ученику некоторое время на подготовку к чтению, настроить его на предстоящую работу. Попросите ребенка, прежде чем читать вслух, глазами просмотреть текст и, если что-либо непонятно, дать нам вопросы. Перед чтением вслух необходимо обязательно дать установку на уровень восприятия текста. Как правило, первый раз мы просим ребенка просто прочитать текст.
В ходе чтения логопед обращает внимание на способ чтения, наличие ошибок и их характер. Прерывать чтение ребенка для того, чтобы он исправил ошибки, допустимо только в том случае, если они, по нашему мнению, могут повлиять на понимание прочитанного. Воздержитесь от замечаний: «Прочитай это слово еще раз правильно», — просто укажите на данное слово в тексте пальцем или указкой таким образом,
чтобы было затруднено дальнейшее чтение. Такой механический способ указания снижает эмоциональную нагрузку поиска и исправления ошибки, позволяет ребенку почувствовать себя комфортнее, не испытывать чувства, что к нему «придираются».
После первого прочтения просим ребенка просмотреть текст еще раз и подготовиться к пересказу. Ребенок готовится самостоятельно (или делает вид, что готовится). Затем его просят рассказать, что он прочитал.
Таким образом, логопед обследует технику чтения и процессы смысловой переработки прочитанного текста, т. е. понимание печатного текста. При этом оцениваются не просто качество пересказа, как связного текста (это, скорее, относится к качеству устного рассказывания), сколько то, какой уровень значения текста ребенок понял и каким образом он выделяет ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста.
Выделяется несколько уровней значения текста: фактология, общий смысл и скрытый смысл текста. Фактология включает в себя перечень внешних событий, фактов и прямых оценок этих событий, содержащихся в тексте. Общий смысл текста включает в себя тему и рему текста: о чем этот текст и что об этом сообщается нового, интересного. Скрытый смысл или подтекст — это скрытое внешнее содержание текста, иносказание, идея, заложенная автором (для чего этот текст написан, почему этот текст написан, чему учит этот текст). Особенно яркое расхождение между фактологией, общим содержанием и подтекстом наблюдается при анализе сказок, причт, басен. При всей своей внешней простоте они сложны для анализа детьми. Естественно, что анализ скрытого смысла ребенок может производить на уровне своего возраста и своего понимания мира.
При попытке анализа содержания текста мы наблюдаем различные проявления его непонимания:
• отсутствие соотнесения текста и денотатного плана (текст не является для ребенка носителем информации о реальном мире);
анализ содержания текста затруднен вследствие низкого уровня техники чтения;
анализ информации затруднен вследствие недостаточности восприятия текста как языковой единицы;
анализ информации затруднен вследствие несформированности языковых и речевых средств;
успешно воспринимается фактология текста, но при этом отмечаются трудности на других уровнях переработки информации вследствие несформированности интеллектуальных операций.
Для проверки понимания текста, в зависимости от возраста и уровня интеллекта, можно предложить различные задания.
Самое сложное — выделить из текста ключевые слова (словосочетания, предложения). Как правило, дети, которые недостаточно глубоко восприняли семантику текста, не могут выполнить это задание правильно, все время «соскакивая» на дословный пересказ текста. Необходимо отметить, что жесткое следование образцу, вплоть до того, что ребенок, не вспомнив нужного слова, не может продолжать пересказ текста далее, свидетельствует о неблагополучии именно в области восприятия текста, в том числе при чтении.
Задание средней степени сложности — пересказ текста.
И последнее, самое легкое задание — ответы на вопросы. При этом необходимо учитывать, что выявление скрытого смысла текста часто возможно только при использовании вопроса. Важно, чтобы ребенок не просто быстро находил правильные ответы на наши каверзные вопросы, но и мыслил в процессе поиска ответов. Вопросы логопеда должны иметь четкую формулировку и отражать основное содержание предложенного текста.
Известно, что отсутствует прямая корреляция между уровнем сформированности техники чтения и уровнем понимания текста. Поэтому, если у школьника обнаруживаются проблемы с пониманием текста после его прочтения вслух, логопед может предложить ему прочитать следующий равноценный отрывок «про себя» и подготовиться к пересказу (ответам на вопросы). В этом задании мы более или менее снимаем проблему необходимости проговаривания текста, которое может затруднять процесс осмысления прочитанного. Для результативности обучения школьника более важен процесс успешного осмысления прочитанного «про себя», чем совершенная техника чтения вслух.
Детям, у которых выражены проблемы чтения, постепенно в ходе обследования предлагаются для чтения и осмысления все более и более мелкие единицы. От чтения текстов переходят к чтению предложений, затем слов, слогов и отдельных букв. В ходе такого поэтапного уменьшения единиц для чтения выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудностях формирования процесса чтения — механизмы слогослия-ния, идентификации букв или один из механизмов, обеспечивающий беглое чтение — механизм вероятностного прогнозирования. В сопоставлении с данными, которые будут получены в ходе обследования устной речи и других психических функций, решается вопрос о ведущем механизме дефекта.
В современной логопедии существует обширная номенклатура подходов к классификации дисграфий и дислексии. И на практике логопеды придерживаются различных взглядов на причины дефектов письма и проблем освоения данного вида речевой деятельности. Это зависит от многих причин, в частности, каким образом был предложен материал во время обучения в вузе. Не навязывая читателям собственных подходов и представлений о природе дисграфий, автор советует при обследовании психических функций придерживаться рекомендаций того специалиста, который является автором понравившейся вам классификации или принадлежит к той же научной школе.
- Этапы логопедического обследования
- 1 Ориентировочный этап
- Собеседование с родителями.
- Диагностический этап
- Методы логопедического обследования:
- Обследование речи дошкольников
- Словарный запас
- Грамматический строй речи
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Строение и функции артикуляционного аппарата
- Фонематическое восприятие
- Обследование речи младших школьников
- Устная речь школьников
- Аналитический этап
- 5 5 Информирование родителей стр 79
- Особые требования
- Направления Углубленного исследования при наличии показаний
- Обследование фонематического восприятия
- 9 Основные направления обследования речи детей школьного возраста
- Строение и функции артикуляционного аппарата