3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
Материалом исследованияслужат серии из 3 – 5 картинок.
Например:
§ Серия из 3-х сюжетных картинок «Гроза»: Дети собирают траву (щавель). Пошел дождь, дети убегают. Дети спрятались в шалаше.
§ Серия из 4-х сюжетных картинок «Верный друг»: 1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2 – Лодка покачнулась. 3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду. 4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.
§ Серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач»: 1 – Грач и птенцы сидят в гнезде. 2 – Грач улетел, а птенцы остались одни. 3 – Кот залез на дерево, чтобы схватить птенцов. 4 – Грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева.
Процедура исследования.Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (для серии «Гроза» - 2, 1, 3), для серии «Верный друг» - 2, 4, 1, 3), для серии «Кот и грач» - 3, 1, 4, 2).
Инструкция:«Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».
Если ребенок неправильно раскладывает картинки, экспериментатор говорит: «Ты тоже разложил картинки неправильно. Посмотри, в каком порядке их надо разложить». Далее картинки раскладываются в правильной последовательности, после чего дается инструкция; «А теперь внимательно рассмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться… (Гроза./ Верный друг./ Кот и грач.)».
Критерии оценки.Прежде всего оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок. Правильное выполнение задания по серии из 3-х картинок оценивается в 2 балла, по серии из 4-х картинок – в 3 балла, из 5 картинок – в 4 балла. Неправильное выполнение задания оценивается в 0 баллов.
Далее оценивается характер составления рассказа. Критерии оценок и уровни выполнения задания по составлению рассказа аналогичны представленным ранее.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы