2.1. Цель, задачи и методы исследования
Цельисследования – выявление нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
В соответствии с целью исследования будут решаться следующие задачи:
1. Анализ данных литературы по проблеме нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
2. Обоснование теоретических основ изучения связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития
3. Определение содержания методики исследования нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Выявление нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
В процессе реализации данной методики будут использованы следующие методы:
1. Организационные методы (сравнительный, комплексный)
2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент)
3. Биографический метод (изучение данных анамнеза и медико-психолого-педагогической документации)
4. Интерпретационный (метод логического анализа данных, качественный анализ результатов исследования, анализ продуктов детской деятельности)
5. Метод математико-статистической обработки и обобщения полученых результатов.
Для выявления особенностей связной речи у дошкольников с ЗПР было проведено исследование в форме констатирующего эксперимента.
Исследование проходило в Санкт-Петербурге в течение марта - апреля 2014 года в ДОУ №687 Центрального района и ГБДОУ № 24 компенсирующего вида Калининского района.
В эксперименте принимало участие 30 детей, в возрасте 5-6 лет. Среди которых было 12 девочек и 18 мальчиков. Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В каждой группе по 15 детей.
Испытуемые экспериментальной группы имели следующие диагнозы: стертая дизартрия, ЗПР церебрально-органического генеза и ЗПР соматогенного происхождения. У детей контрольной группы не наблюдались отклонения в речевом развитии.
В основу исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития были положены методы и приемы, разработанные Лалаевой Р.И.. Также для выявления общего уровня психического развития, уровня развития мышления, социальной адаптированности ребенка был включен тест Керна – Йирасека.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы