logo
ЯЭТОСДЕЛАЛАпередлка

2.1. Цель, задачи и методы исследования

Цельисследования – выявление нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

В соответствии с целью исследования будут решаться следующие задачи:

1. Анализ данных литературы по проблеме нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

2. Обоснование теоретических основ изучения связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития

3. Определение содержания методики исследования нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

4. Выявление нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

В процессе реализации данной методики будут использованы следующие методы:

1. Организационные методы (сравнительный, комплексный)

2. Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент)

3. Биографический метод (изучение данных анамнеза и медико-психолого-педагогической документации)

4. Интерпретационный (метод логического анализа данных, качественный анализ результатов исследования, анализ продуктов детской деятельности)

5. Метод математико-статистической обработки и обобщения полученых результатов.

Для выявления особенностей связной речи у дошкольников с ЗПР было проведено исследование в форме констатирующего эксперимента.

Исследование проходило в Санкт-Петербурге в течение марта - апреля 2014 года в ДОУ №687 Центрального района и ГБДОУ № 24 компенсирующего вида Калининского района.

В эксперименте принимало участие 30 детей, в возрасте 5-6 лет. Среди которых было 12 девочек и 18 мальчиков. Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В каждой группе по 15 детей.

Испытуемые экспериментальной группы имели следующие диагнозы: стертая дизартрия, ЗПР церебрально-органического генеза и ЗПР соматогенного происхождения. У детей контрольной группы не наблюдались отклонения в речевом развитии.

В основу исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития были положены методы и приемы, разработанные Лалаевой Р.И.. Также для выявления общего уровня психического развития, уровня развития мышления, социальной адаптированности ребенка был включен тест Керна – Йирасека.