3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
Дети с задержкой психического развития с трудом справились с этим заданием. У 70% (от общего числа экспериментальной группы) рассказ не превысил 3 предложений. Наблюдались многочисленные замены слов, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными. Также, для описания цвета предметов, испытуемые использовали только названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) применяли слова «большой» - «маленький». Дети совершенно не использовали оценочные прилагательные: все положительные качества (добрый, храбрый, умный) заменяли словом «хороший», а отрицательные качества (жадный, трусливый, злой) – словом «плохой».
Трое детей пытались использовать в своих рассказах прямую речь героев, но в результате они отвлекались от сюжетной картинки и переходили к другим темам или вовсе забывали о задании. Это свидетельство того, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функция речи.
По этому заданию, в экспериментальной группе, средний балл составил 1,4 по цельности и 1,3 по связности. Большинство детей получило по этому заданию 1-2 балла как по связности, так и по цельности.
У детей с нормальным речевым развитием не возникло трудностей при составлении рассказа без предварительной обработки. Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Только у двоих детей наблюдались аграмматизмы при построении высказываний.
Средний балл у контрольной группы составил по цельности и связности -4,8.
При исследовании составления рассказа по сюжетной картинке можно выделить основные ошибки у детей экспериментальной группы:
- многочисленные замены слов
- ошибки в предложно-падежном управлении
- в согласовании существительных с глаголами и прилагательными
- не правильное словообразование префиксальным и суффиксальным способ
-воспроизведение серии отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.
Количественная характеристика навыков связной речи при предсказывании по цельности (Ц) и связности (С) высказываний отражена в таблице 3 (в Приложении).
По результатам количественного анализа рассказов выявилось что, дети экспериментальной группы набрали меньше баллов, чем дети контрольной группы по всем исследуемым операциям. Это свидетельствует о том, что у детей с задержкой психического развития низкий уровень умения составления рассказа с опорой на сюжетную картинку без предварительной обработкой.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы