logo
ЯЭТОСДЕЛАЛАпередлка

Введение.

В современной науке особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития.

Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, так как формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данных категорий, что повышает их уровень общего развития.

В дошкольный период происходит общее развитие ребенка. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности.

Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Борякова 1982, Р.И. Лалаева 2003, Лебедева И.Н 2004). Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря.

Слепович Е.С. (1989) отмечает, что определенный уровень речевого развития входит в понятие готовности к школе. Под речевой готовностью понимаются: появление и развитие новых форм речи; необходимый словарный запас и определенный уровень сформированности грамматического строя речи; возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка; развитие таких функций речевой деятельности, как общение и саморегуляция.

Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Вследствие этого при всех отклонениях в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи. (Слепович Е.С.,1989)

Однако в литературе недостаточно данных о развитии связной речи детей старшего дошкольноговозраста с задержкой психического развития, что и определяет актуальность нашего исследования.

Исходя этого, проблему формирования связной речи детей с задержкой психического развития можно считать актуальной, и проблему исследования сформулировали так.

Проблемы исследования: выявление нарушений связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения связной монологической речи, характеризующиеся нарушением цельности и связности высказываний, а также вариативностью симптоматики и различной степенью выраженности.

Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: нарушения связной монологической речи у детей с задержкой психического развития.

Цель исследования: определение оптимальных путей исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.