3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
Составление самостоятельного рассказа для испытуемых экспериментальной группы оказалось практически не доступным. Дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа: в их высказываниях характерно крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающие связность повествования. По просьбе экспериментатора, дети рассказывали о своем любимом мультфильме или сказке. Большинство рассказов детей приставляли собой фрагментарный пересказ основного сюжета. У детей проявлялась неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не давали развернутого ответа на вопрос экспериментатора, а повторяли только определённый кусок своего рассказа. У 80% испытуемых данной группы, в ответах основная мысль перебивалась посторонними мыслями и суждениями. Можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Также отмечается слабость словесной регуляции действий.
У 60% детей предложения заменялись словосочетаниями тавтологического характера («ходил ногами»). Это свидетельствует о недифференцированности понятий о предложении и словосочетании, о недоразвитии процессов продуцирования. Четверо детей отказались от выполнения задания.
На основе данных ошибок можно сделать вывод, что у детей с ЗПР имеется несформированность глубинно-семантического структурирования, недостаточное развитие синтагматических отношений, а также неточность лексики.
Средний балл по цельности и связности составил-2 балла.
В контрольной группе дети справились с заданием намного лучше. Рассказы детей с нормальным речевым развитием были последовательными, раскрывали суть содержания, прослеживалась логическая связь между смысловыми звеньями. Средний балл составил-4,1 по цельности и 4,5 по связности.
Можно выделить основные ошибки, которые наблюдались у дошкольников с ЗПР при исследовании пересказа:
-многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить;
-в других случаях они ограничиваются лишь одной фразой;
-при составлении рассказа дети не используют свой личный опыт;
-использование тавтологических словосочетаний
-воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.
Количественный анализ самостоятельного рассказа предоставлен в таблице 5(в Приложении).
По результатам количественного анализа самостоятельного рассказа выявилось что, дети экспериментальной группы набрали меньше баллов, чем дети контрольной группы по всем исследуемым операциям. Это свидетельствует о низком уровне сформированности овладения связной фразовой и монологической речью, логичность рассказа при передаче своих жизненных впечатлений.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы