logo
ЯЭТОСДЕЛАЛАпередлка

3.5 Исследование самостоятельного рассказа.

Составление самостоятельного рассказа для испытуемых экспериментальной группы оказалось практически не доступным. Дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа: в их высказываниях характерно крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающие связность повествования. По просьбе экспериментатора, дети рассказывали о своем любимом мультфильме или сказке. Большинство рассказов детей приставляли собой фрагментарный пересказ основного сюжета. У детей проявлялась неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не давали развернутого ответа на вопрос экспериментатора, а повторяли только определённый кусок своего рассказа. У 80% испытуемых данной группы, в ответах основная мысль перебивалась посторонними мыслями и суждениями. Можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Также отмечается слабость словесной регуляции действий.

У 60% детей предложения заменялись словосочетаниями тавтологического характера («ходил ногами»). Это свидетельствует о недифференцированности понятий о предложении и словосочетании, о недоразвитии процессов продуцирования. Четверо детей отказались от выполнения задания.

На основе данных ошибок можно сделать вывод, что у детей с ЗПР имеется несформированность глубинно-семантического структурирования, недостаточное развитие синтагматических отношений, а также неточность лексики.

Средний балл по цельности и связности составил-2 балла.

В контрольной группе дети справились с заданием намного лучше. Рассказы детей с нормальным речевым развитием были последовательными, раскрывали суть содержания, прослеживалась логическая связь между смысловыми звеньями. Средний балл составил-4,1 по цельности и 4,5 по связности.

Можно выделить основные ошибки, которые наблюдались у дошкольников с ЗПР при исследовании пересказа:

-многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить;

-в других случаях они ограничиваются лишь одной фразой;

-при составлении рассказа дети не используют свой личный опыт;

-использование тавтологических словосочетаний

-воспроизводят серию отдельных высказываний, связанных случайными ассоциациями, которые характеризуются стихийностью, импульсивностью.

Количественный анализ самостоятельного рассказа предоставлен в таблице 5(в Приложении).

По результатам количественного анализа самостоятельного рассказа выявилось что, дети экспериментальной группы набрали меньше баллов, чем дети контрольной группы по всем исследуемым операциям. Это свидетельствует о низком уровне сформированности овладения связной фразовой и монологической речью, логичность рассказа при передаче своих жизненных впечатлений.