Лингвистические представление о речи
Наименование «связная речь» употребляется в трех значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст»
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. (Глухов В.П., 2004)
Впервые понятие связная монологическая речь как длительная форма воздействия на слушателя была выделен Л.П. Якубинским (1986): « Для монолога будет характерна длительность и обусловленная его связностью, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на медленную реплику; наличие заданности предворительного обдумывания и пр.»
В дальнейшем характеристики связной монологической речи, выделенные Л.П. Якубинским (1986), отразились во многих лингвистических и психологических исследованиях.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относится : односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев (1967) особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и ...весь «монолог» как целое» (В.П. Глухов, 2004)
Монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формой словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. В.П. Глухов (2004) отмечает, что по сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.( Глухов В.П. 2004)
С.Л. Рубинштейн (1998) отмечает то, что связная речь строится на умении раскрыть мысль. Ученый выделил в контекстной (она же монологическая) речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, и подчеркивает, что «развитие словаря и овладение грамматическими формами включаются в связную речь в качестве частных моментов» и не определяют ее психологической сущности.
И.Р. Гальперин (2006), Н.И. Ипполитова (2010) рассматривают следующие текстовые категории: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекции, последовательность. Практический каждый текст связан с ретроспекцией, которая представляет собой возвращение к элементам текста или повтор, или с проспекцией – информацией о том, что будет сказано в последующем.
Валгина Н.С. (2004), отмечала, что важнейшими текстовыми категориями являются цельность и связность. Цельность проявляется на уровне содержания (тематическое единство), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Ипполитова Н.А. (2010) пишет: «Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, сцеплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста.»
В.А. Бухбиндер (1975), отмечая, что неотъемлемым признаком текста является его связность, понимает связность текста как результат взаимодействия нескольких факторов. Это, прежде всего, логика изложения, отражающая соотнесенность явлений действительности и динамику их развития; это, далее, особая организация языковых средств – фонетических, лексико-семантических и грамматических, с учетом также их функционально-стилистической нагрузки; это коммуникативная направленность – соответствие мотивам, целям и условиям, приведшим к возникновению данного текста; это композиционная структура – последовательность и соразмерность частей, способствующих выявлению содержания, и, наконец, само содержание текста, его смысл.
Все упомянутые ранее факторы, гармонично совмещаются в едином целом, обеспечивают связность текста. В детской речи чаще встречаются тексты небольшие по объему, поэтому для методики развития речи наибольшее значение имеют лингвистические исследования связности внутри минимального отрезка большого текста.
К основным признакам текста, «осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи», относятся: грамматическая связность тематическое, смысловое и структурное единство.
Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. (Глухов В.П.,2004)
Классификации текста. Любой правильно организованный текст представляет собой смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как семантически, так и синтаксически.
Существуют «функционально-смысловые» типы (Глухов В.П. 2004.). В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.Далее мы подробнее разберем значение этих видов.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».
Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Выделяются различные формы повествования. Разновидностью повествования является, рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка. ( Глухов В.П., 2004)
Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения.
Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы