2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
Разработка методики опиралась на современные теоретические представления. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Процесс продуцирования речевого высказывания представляет собой многоуровневый процесс, имеющий сложную многоступенчатую структуру (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, и др.).
В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека.
Порождение речевого высказывания начинается с формирования мотива высказывания. Л.С.Выготский (1999) рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль к развертыванию самой мысли, к опосредованию мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах.
Обобщая идеи, выдвинутые в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева А.А.Леонтьев (1967) определяет речевое высказывание как речевое действие, включенное в целостный акт деятельности в целом. В связи с этим речевому действию присущи такие признаки деятельности как мотивированность, целенаправленность, трехчленность структуры, включающая создание плана, его реализацию и сличение, иерархическая организация. В речевом действии выделяется содержательная сторона, связанная с задачей действия, и операциональная сторона структуры речевого акта, обусловленная условиями действия.
К теоретическим основам можно отнести положение из психолингвистики. А.А.Леонтьев представил следующую схему модели порождения (продуцирования) речевого высказывания: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое структурирование – моторная реализация – внешняя речь.
В соответствии с психолингвистическим подходом, при исследовании по данной методике анализируется не изолированное высказывание, текст как готовые продукты речеобразования, а сами эти процессы. Отличительной чертой психолингвистического анализа является не анализ по элементам, а анализ по единицам (Л.С.Выготский). При этом под единицей понимается психологическая операция. Процесс порождения речевого высказывания складывается из динамической организации операций в сложные речевые действия и в целом в еще более сложную деятельность.
В теоретическую основу исследования входят основы из онтолингвистики, позволяющие охарактеризовать развитие связной речи в онтогенезе ( С.Н. Цейтлин, С.Л. Рубинштейн). По мере развития ребенка у него увеличивается не только словарный запас, но и качественно меняется сам характер речи. Дошкольный период ребенок овладевает контекстной речью.
Также в теоретические основы исследования можно отнести современные положения логопедии, касающиеся задержки психического развития у дошкольников. Характеристика особенностей речевого развития, позволяет выделить речевые и не речевые функции, недостаточность которых отмечается у детей с задержкой психического развития. Нарушение связной монологической речи связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированность как произносительной, так и смысловой стороны речи.
Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагносцировать характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные теоретические основы – можно определить содержание методики исследования.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы