3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
3.2.1 С опорой на серию из 3-х сюжетных картинок
Данное задание не вызвало затруднений у детей экспериментальной группы. Только у двоих из этой группы были ошибки при раскладывании картинок и составлении рассказа. Рассказы этих испытуемых представляли собой лишь перечисление событий, без связующего звена. Средний балл за выполнение данного задания детьми экспериментальной группы составил по цельности – 3 ,а по связности -2,8 балла.
Дети контрольной группы справились с заданием, без каких либо ошибок. Испытуемые данной группы получили средний балл - 5.
3.2.2 С опорой на серию из 4-х сюжетный картинок.
Дети с ЗПР справились с этим заданием удовлетворительно. Были допущены ошибки при раскладывании картинок в нужном порядке, всем детям понадобилась помощь экспериментатора.Практический никто из детей не назвал ворону фигурирующую в рассказе (Федя Ю. :«Птица с черными крыльями», Саша А.:«Страшная летунья»), многие слова заменялись близкими по значению или вместо названия, просто описывался внешний вид предмета. Данные ошибки у дошкольников с ЗПР указывают на бедность словаря, ограниченность связей обобщающего слова со словами конкретного значения, трудность подбора родового понятия, трудность актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Так, вместо названия предмета, ребенок дает его описание. (Лалаева Р.И.,2003)
Средний балл по цельности у этой группы -1,9, а по связности- 2 балла. Самый высокой балл, как по цельности, так и по связности получили двое детей, равнялся он 4. Остальные дети в большинстве получили по 1-2 балла.
У дошкольников с нормальным речевым развитием средний балл за это задание составил по цельности - 4,2 , а по связности – 4,4. Что свидетельствует о высоком уровне развития этих детей. Только трое детей допустили ошибки при раскладывании сюжетных картинок, но после наводящего вопроса, самостоятельно исправили ошибки. Остальным детям не понадобилась помощь экспериментатора. Рассказы детей были насыщены полными и сложными по структуре предложениями. Во всех предложениях наблюдались причинно-следственные связи между смысловыми звеньями. Дети из контрольной группы с легкостью употребляли падежные окончания, предлоги в формах выражения временных отношений.
При исследовании составления внутренней программы и составления рассказа по серии сюжетных картинок без обработки можно выделить основные ошибки у детей экспериментальной группы:
-недостаточность понимания связей между отдельными картинками, сложностью установления причин и следствия поступков изображенных персонажей, их мотивов,
-несоблюдение логической направленности рассказа;
-перечислительный способ передачи информации об объектах картинок и их действиях.
Количественная характеристика навыков составления внутренней программы и рассказа без предварительной обработки по цельности (Ц) и связности (С) высказываний отражена в таблице 2 (в Приложении).
По результатам количественного анализа рассказов по сюжетным картинкам выявилось что, дети экспериментальной группы набрали меньше баллов, чем дети контрольной группы по всем исследуемым операциям. Это свидетельствует о том, что у детей с задержкой психического развития низкий уровень умения устанавливать логико-временные связи и составления рассказа с опорой на серию сюжетных картинок без предварительной обработкой.
- Российский государственный педагогический университет
- Введение.
- I глава. Теоретические основы изучения связной речи у детей с задержкой психического развития.
- 1.1 Определение речи с позиции лингвистического психолингвистического подхода.
- Лингвистические представление о речи
- Психолингвистические представления о речи.
- Теории о порождении и восприятии речи.
- 1.2 Формирование связной монологической речи в онтогенезе.
- 1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика задержки психического развития. Определение, этиология, симптоматика.
- Классификация задержки психического развития.
- Особенности психического развития детей с задержкой психического развития.
- 1.4 Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.
- ГлаваIi. Исследование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 2.1. Цель, задачи и методы исследования
- 2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследуемых детей.
- 2.3. Теоретическое обоснование методики исследования связной речи
- 2.3. Содержание методики исследования связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
- 1. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 2. Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку, после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3. Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 4. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 5. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 6. Пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- 7. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку
- 8. Пересказ текста без опоры на наглядность.
- 9. Самостоятельный рассказ.
- 10. Тест Керна-Йерасека
- Глава III. Особенности связной речи у дошкольников с задержкой психического развития. (По результатам констатирующего эксперимента).
- 3.1 Составление рассказа с опорой на наглядность после предварительной отработки содержания в процессе диалога.
- 3.2 Составление внутренней программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки.
- 3.3 Составление рассказа по сюжетной картинке.
- 3.4 Исследование пересказа.
- 3.5 Исследование самостоятельного рассказа.
- 3.6 Тест Керна-Йерасека
- 3.7. Характеристика групп детей по степени сформированности связной речи.
- 3.7.1 Первая группа - низкий уровень развития связной речи.
- 3.7.2. Вторая группа - средний уровень развития связной речи.
- 3.7.3. Третья группа - высокий уровень развития связной речи.
- Заключение.
- Список используемой литературы