26. Педагогические взгляды Локка
Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет — благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк, — это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”, — говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”, — писал Локк.
Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он, — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка Но в трактовке Локка “буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...”. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут “страх и уважение”, а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать “любовь и дружба”.Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в крем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский характер”. Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям, но надо также приучить его заниматься и неинтересным. Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.
- 1.Краткий исторический анализ положения педагога в обществе и их функций
- 2. Педагогический эксперимент Макаренко
- 3. Положение и функции учителя в современном обществе
- 5. Сложности и трудности работы учителя
- 6. Проблемы организации и воспитания детского коллектива в произведениях Макаренко
- 7. Требования общества к работе и поведению учителя
- 8. Педагогические взгляды Дистервега
- 9. Особенности личности и характера педагога
- 10. Мысли Толстого о народной школе. Школа в Ясной поляне
- 11. Педагогические способности и умения
- 12. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20 веков в Европе и сша и её основные назначения: свободное воспитание, трудовая школа, прагматическая педагогика Дьюи и тд
- 13. Специальные способности учителя
- 14. Педагогические взгляды Ушинского
- 15. Авторитет и педагогическое мастерство учителя
- 16. Гербарт об обучении и воспитании
- 17. Распространённые типы личности учителей
- 18. Педагогическая деятельность и взгляды Песталоцце
- 19. Типичные недостатки учителей и происхождение этих недостатков
- 20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)
- 21. Подготовка к учительской деятельности
- 22. Петровские реформы
- 23. Возрастные особенности учеников младшего школьного возраста
- 24. Педагогические взгляды Руссо
- 25. Возрастные особенности учеников старшего школьного возраста
- Заключение
- 26. Педагогические взгляды Локка
- 27. Типичные различия в темпераменте детей и проблема индивидуального подхода к школьникам
- 28. Педагогические взгляды Яна Амоса Каменского
- 29. Особенности развития мальчиков и девочек, и учёт этих особенностей в учебной и воспитательной работе
- 30. Образование и педагогические взгляды в Средние века
- 31. Возникновение воспитания и обучения
- 32. Образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 33. Воспитание и обучение в древнем Междуречье и древнем Египте
- 34. Спартанское и Афинское обучение и воспитание (в сравнении)