20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)
Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей. И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
С именем Н . И . Новикова связывается привнесение в русскую педагогику ряда образующих ее самое как культурно-исторический феномен идей. К их числу относятся идея понимания человека как самоценной этичной в своей основе целостной духовности и идея следования в воспитании принципу сбережения и развития в человеке человеческого — наклонности к «познанию истины и добра» (2, с.293) и следования им в своей жизни. Развернем суждения ученого в связи с обозначенными феноменами. Предметом и целью педагогики в России ученый видит «образова<ние> детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (2, 295). Второе, по мнению Н . И . Новикова , всецело связано, определяется первым. Человек достоин своего счастья, и государство, ища его как гражданина, обязано помочь ему стать счастливым. Такова главная педагогическая интуиция ученого.
Педагогические взгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека, Радищев говорил: «Мы не унижаем человека, находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам .» Он указывал на связь между физическим и умственным развитием человека; по его словам, «развержение сил умственных в человеке следует во всем силам телесным».
Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».
- 1.Краткий исторический анализ положения педагога в обществе и их функций
- 2. Педагогический эксперимент Макаренко
- 3. Положение и функции учителя в современном обществе
- 5. Сложности и трудности работы учителя
- 6. Проблемы организации и воспитания детского коллектива в произведениях Макаренко
- 7. Требования общества к работе и поведению учителя
- 8. Педагогические взгляды Дистервега
- 9. Особенности личности и характера педагога
- 10. Мысли Толстого о народной школе. Школа в Ясной поляне
- 11. Педагогические способности и умения
- 12. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20 веков в Европе и сша и её основные назначения: свободное воспитание, трудовая школа, прагматическая педагогика Дьюи и тд
- 13. Специальные способности учителя
- 14. Педагогические взгляды Ушинского
- 15. Авторитет и педагогическое мастерство учителя
- 16. Гербарт об обучении и воспитании
- 17. Распространённые типы личности учителей
- 18. Педагогическая деятельность и взгляды Песталоцце
- 19. Типичные недостатки учителей и происхождение этих недостатков
- 20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)
- 21. Подготовка к учительской деятельности
- 22. Петровские реформы
- 23. Возрастные особенности учеников младшего школьного возраста
- 24. Педагогические взгляды Руссо
- 25. Возрастные особенности учеников старшего школьного возраста
- Заключение
- 26. Педагогические взгляды Локка
- 27. Типичные различия в темпераменте детей и проблема индивидуального подхода к школьникам
- 28. Педагогические взгляды Яна Амоса Каменского
- 29. Особенности развития мальчиков и девочек, и учёт этих особенностей в учебной и воспитательной работе
- 30. Образование и педагогические взгляды в Средние века
- 31. Возникновение воспитания и обучения
- 32. Образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 33. Воспитание и обучение в древнем Междуречье и древнем Египте
- 34. Спартанское и Афинское обучение и воспитание (в сравнении)