logo
Экзам

13. Специальные способности учителя

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.  К ним можно отнести: — способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания; — способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения; — способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися; — способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; — способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся; — способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию; — способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах; — способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагоги ческой деятельности; — способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения). 1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии). 2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках. 3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей. 4. Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка. 5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию. 6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания. 7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей. Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает быть в курсе собы­тий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогиче­ский авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя.