logo
Экзам

15. Авторитет и педагогическое мастерство учителя

Одних учителей школьники уважают, любят, а других — нет или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Авторитет – как посуда. Rondell посуда, если она изготовлена профессионалами, является крепкой и надежной, а если это подделка, то она ничего стаящего из себя не представляет. Так и авторитет. Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все — общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии. Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство. И.А. Зязюн под мастерством понимает “комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности”. Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств. Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д. Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio — ученость, просвещенность; «ходячая энциклопедия». Эрудиция достигается постоянным самообразованием. Педагогическое мастерство включает высокое искусство обучения и воспитания, которое учитель постоянно оттачивает, шлифует, неустанно совершенствует, критически осмысливает свой опыт и осваивает лучший опыт коллег. С точки зрения мастерства обучения исследователи А. И. Пискунов, О. А. Абдуллина выделяют (снизу вверх) пять уровней работы учителя: — самый низкий, репродуктивный; — низкий, адаптивный; — средний, локально-моделирующий; — высокий, системно-моделирующий; — самый высокий, системно-моделирующий”. Вопрос о педагогическом мастерстве — большой, самостоятельный и важный. Мы здесь упоминаем о нем лишь только для понимания связи с авторитетом учителя. Естественно, авторитет имеет учитель, обладающий (владеющий) высоким и высшим уровнем качества учебно-воспитательной работы. Авторитетный учитель коммуникабелен, отличается высокой культурой общения: тактичен, уважителен к собеседнику, умеет выслушать его, убедить в чем-либо фактами. Такой учитель понимает и сам использует шутку, юмор, дружеский шарж, умеет не заметить замешательство собеседника, если такое случится, раскован, даже в малознакомой компании может стать активным собеседником.