24. Педагогические взгляды Руссо
Французский философ-просветитель, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778) полагал необходимым изменить общественный уклад, основанный на несправедливом неравенстве, путем просвещения и надлежащего воспитания, которое является опорой любой формы правления и потому ценно для общества; от правильно организованного воспитания зависит благополучие государства и каждого человека. Свою теорию «свободного естественного воспитания» он изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762).
Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия. Для Руссо воспитание – это искусство развития подлинной свободы человека. Стремление к природе у педагога проявляется в неприятии искусственности и притягательности всего естественного, простого, непосредственного. В педагогической системе Ж.-Ж. Руссо ребенок ставится в центр педагогического процесса. Однако воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его переживаниях, направлять его формирование, но никогда не навязывать ему своей воли. В обучении важно не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно так организовывать передачу знаний, чтобы ребенок сам брал на себя задачу их добывания. Педагог полагал, что для юношей и девушек необходимы разные системы воспитания: мужчинам природа отводит активную, ведущую роль в жизни общества, поэтому их воспитанию Руссо придает большее значение; женщин следует воспитывать иначе, ибо они имеют другое предназначение в обществе, наделены противоположными свойствами и наклонностями. Педагог утверждал, что «естественное состояние женщины – это зависимость», поэтому девушка должна быть воспитана для мужчины, способна приспособиться к мнениям и суждениям мужа, воспринять его религию. Ж.-Ж. Руссо предлагает такую организацию процесса воспитания, которая основана на выведенной им возрастной периодизации, где для каждого возрастного периода предусматривались задачи и средства воспитания. В раннем возрасте (от рождения до 2 лет) главной целью воспитания должно стать физическое развитие, идущее совместно с развитием органов чувств и речи. С самого раннего возраста необходимо дать ребенку свободу в движении, недопустимо ускорять процесс овладения речью. Возраст от 2 до 12 лет педагог называет периодом «сна разума» и главной целью воспитания считает «развитие внешних чувств». Ж.-Ж. Руссо высказывал убеждение, что в этот период своего развития ребенок уже осознает себя как личность, относительно самостоятеленВ 12–15 лет, по мысли Ж.-Ж. Руссо, человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для полноценного интеллектуального и трудового воспитания. Организация умственного воспитания опирается на естественную любознательность. Руссо предложил исследовательский путь получения знаний, который возможен в том случае, когда изучаемый предмет или явление интересны ребенку. Педагог отказался от предметного построения обучения и исходил из познавательных интересов воспитанника, обучая его умению самостоятельно применять знания в жизни. Вначале любопытство ребенка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией. Особое значение педагог придавал труду, который не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании ребенок приучается уважать простого человека, начинает ценить результаты труда. Необходимые для ремесла инструменты ребенок должен изобретать и создавать самостоятельно, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем. От 15 до 22 лет наступает «период бурь и страстей», в этом возрасте Ж.-Ж. Руссо предполагает нравственное воспитание юноши в обществе. По мнению педагога, следует воспитывать такие качества, как чувство долга, гражданственность, патриотизм, сострадание к людям. Возвратившись в общество, юноша остается внутреннее свободным, поскольку в предыдущие периоды в нем сформировалась независимость от общественных предрассудков и заблуждений. Пути нравственного воспитания – это общение с хорошими людьми и изучение истории, в которой достаточно примеров благородного, нравственного, патриотического поведения.
|
|
|
- 1.Краткий исторический анализ положения педагога в обществе и их функций
- 2. Педагогический эксперимент Макаренко
- 3. Положение и функции учителя в современном обществе
- 5. Сложности и трудности работы учителя
- 6. Проблемы организации и воспитания детского коллектива в произведениях Макаренко
- 7. Требования общества к работе и поведению учителя
- 8. Педагогические взгляды Дистервега
- 9. Особенности личности и характера педагога
- 10. Мысли Толстого о народной школе. Школа в Ясной поляне
- 11. Педагогические способности и умения
- 12. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20 веков в Европе и сша и её основные назначения: свободное воспитание, трудовая школа, прагматическая педагогика Дьюи и тд
- 13. Специальные способности учителя
- 14. Педагогические взгляды Ушинского
- 15. Авторитет и педагогическое мастерство учителя
- 16. Гербарт об обучении и воспитании
- 17. Распространённые типы личности учителей
- 18. Педагогическая деятельность и взгляды Песталоцце
- 19. Типичные недостатки учителей и происхождение этих недостатков
- 20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)
- 21. Подготовка к учительской деятельности
- 22. Петровские реформы
- 23. Возрастные особенности учеников младшего школьного возраста
- 24. Педагогические взгляды Руссо
- 25. Возрастные особенности учеников старшего школьного возраста
- Заключение
- 26. Педагогические взгляды Локка
- 27. Типичные различия в темпераменте детей и проблема индивидуального подхода к школьникам
- 28. Педагогические взгляды Яна Амоса Каменского
- 29. Особенности развития мальчиков и девочек, и учёт этих особенностей в учебной и воспитательной работе
- 30. Образование и педагогические взгляды в Средние века
- 31. Возникновение воспитания и обучения
- 32. Образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 33. Воспитание и обучение в древнем Междуречье и древнем Египте
- 34. Спартанское и Афинское обучение и воспитание (в сравнении)