31. Возникновение воспитания и обучения
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов (Человек умеющий) некоторые ученые (Г.Б. Корнетов, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко) относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.
На первом этапе (от 1,5 млн до 45 тыс. лет назад) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления, жили в коллективных сообществах, их мозг по размеру и структуре был близок к человеческому. В общинах архантропов использовались более сложные по технике обработки и назначению орудия труда, производство которых требовало специальных путей передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым.
На втором этапе (40–10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. Магические ритуалы, в которые включались подростки 10–13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова и т. п.). Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.
На третьем этапе (от 10 до 8 тыс. лет назад) в результате дальнейшего усложнения хозяйственной и, как следствие, социальной жизни общины появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.
- 1.Краткий исторический анализ положения педагога в обществе и их функций
- 2. Педагогический эксперимент Макаренко
- 3. Положение и функции учителя в современном обществе
- 5. Сложности и трудности работы учителя
- 6. Проблемы организации и воспитания детского коллектива в произведениях Макаренко
- 7. Требования общества к работе и поведению учителя
- 8. Педагогические взгляды Дистервега
- 9. Особенности личности и характера педагога
- 10. Мысли Толстого о народной школе. Школа в Ясной поляне
- 11. Педагогические способности и умения
- 12. Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20 веков в Европе и сша и её основные назначения: свободное воспитание, трудовая школа, прагматическая педагогика Дьюи и тд
- 13. Специальные способности учителя
- 14. Педагогические взгляды Ушинского
- 15. Авторитет и педагогическое мастерство учителя
- 16. Гербарт об обучении и воспитании
- 17. Распространённые типы личности учителей
- 18. Педагогическая деятельность и взгляды Песталоцце
- 19. Типичные недостатки учителей и происхождение этих недостатков
- 20. Педагогические идеи русских просветителей во второй половине 18 века (Бицкой, Янкович-де-Мириево и др)
- 21. Подготовка к учительской деятельности
- 22. Петровские реформы
- 23. Возрастные особенности учеников младшего школьного возраста
- 24. Педагогические взгляды Руссо
- 25. Возрастные особенности учеников старшего школьного возраста
- Заключение
- 26. Педагогические взгляды Локка
- 27. Типичные различия в темпераменте детей и проблема индивидуального подхода к школьникам
- 28. Педагогические взгляды Яна Амоса Каменского
- 29. Особенности развития мальчиков и девочек, и учёт этих особенностей в учебной и воспитательной работе
- 30. Образование и педагогические взгляды в Средние века
- 31. Возникновение воспитания и обучения
- 32. Образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
- 33. Воспитание и обучение в древнем Междуречье и древнем Египте
- 34. Спартанское и Афинское обучение и воспитание (в сравнении)